Опоры

Опоры
        устройства для поддержания и прикрепления несущих конструкций (См. Несущие конструкции) сооружений; О. передают усилия от одной части сооружения на другие или на основание (см. Основания сооружений). Конструкции О. весьма разнообразны, они зависят от величины и характера передаваемых усилий, размеров и формы несущих конструкций, материалов, климатических и др. условий. В жилых, общественных и промышленных зданиях О. балок и ферм служат стены, столбы, стойки, колонны, а также места взаимного сопряжения элементов (например, второстепенных и главных балок). Арки и рамы большей частью крепятся непосредственно к фундаментам зданий и сооружений. В Мостах для поддержания пролётных строений О. служат устои и быки.
         В строительной механике под О. понимаются расчётные схемы действительных О. сооружений. В наиболее распространённых плоских стержневых системах (см. Плоские системы (См. Плоская система)) различают 4 основные схемы О. (рис.): шарнирная (или цилиндрическая) подвижная, шарнирная неподвижная, защемленная подвижная, защемленная неподвижная. Шарнирная подвижная О. позволяет закрепляемой системе поворачиваться вокруг определённой оси и перемещаться поступательно в одном направлении (например, катковая О. моста). Конструктивно она выполняется в виде двух шарнирно соединённых опорных плит. Между одной из плит и опорной плоскостью расположены катки (рис., а). Опорная реакция в такой О. проходит через центр шарнира и направлена нормально к опорной плоскости.
         Шарнирная неподвижная О. допускает только поворот системы относительно точки опирания. В конструкции этой опоры отсутствуют катки (рис., б). Опорная реакция проходит через центр шарнира и определяется двумя составляющими (горизонтальной и вертикальной). Защемленная подвижная О. допускает лишь поступательное перемещение закрепляемой системы (в одном направлении). Она выполняется с помощью катков, помещаемых между стержнем и опорными плоскостями (рис., в). Опорная реакция здесь направлена нормально к опорной плоскости и определяется нормальной силой и опорным моментом (см. Момент силы). Защемленная неподвижная О. не допускает никаких перемещений системы и представляет собой жёсткую заделку системы в массиве (рис., г). Опорная реакция состоит из горизонтальной и вертикальной составляющих и опорного момента.
         Лит. см. при ст. Строительная механика.
         Л. В. Касабьян.
        Опоры плоских стержневых систем: а — шарнирная подвижная; б — шарнирная неподвижная; в — защемлённая подвижная; г — защемлённая неподвижная.
        Опоры плоских стержневых систем: а — шарнирная подвижная; б — шарнирная неподвижная; в — защемлённая подвижная; г — защемлённая неподвижная.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Опоры" в других словарях:

  • Опоры — (стойки) – эл. трансп. специальные, отдельно стоящие конструкции для закрепления поддерживающих устройств контактной сети, питающих и усиливающих линий, сетей другого назначения. [СНиП 2.05.09 90] Рубрика термина: Энергетическое… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Опоры — Опора ЛЭП. Опоры моста: устои жёлтые, быки  красные. Опоры  элементы строения, служащие для установки аппаратов на фундаменты и несущие конструкции. Основная функция  передача усилия от одной части конструкции на другие или на фундамент.… …   Википедия

  • опоры — искать опоры • продолжение, модальность, стремление …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ОПОРЫ МОСТОВ МАССИВНЫЕ — опоры из бутовой или бетонной кладки. Применяются в массивных железобетонных и металл., реже в деревянных мостах; обычно устраиваются с облицовкой. Как и всякие опоры, разделяются на устои и быки. Главные типы массивных устоев балочных мостов: а) …   Технический железнодорожный словарь

  • Опоры (ходунки, манеж, рамы, палки-опоры) — приспособления, предназначенные для поддержания вертикального положения и ходьбы инвалидов с выраженными нарушениями возможности передвижения... Источник: <Письмо> Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2006 N 2317 ВС <Методические рекомендации …   Официальная терминология

  • ОПОРЫ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ — 1) столбы или металл. конструкции, служащие для установки крючьев или штырей, на к рые навинчиваются изоляторы для подвески проводов. Столбы (дубовые, сосновые) устанавливаются либо непосредственно в землю, либо на рельсовых основаниях,… …   Технический железнодорожный словарь

  • ОПОРЫ МОСТОВ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ — применяются обычно в качестве быков в высоких виадуках и путепроводах, где эти опоры оказываются в ряде случаев выгоднее наиболее распространенных массивных опор. В путепроводах это обстоятельство имеет особое значение, т. к. позволяет… …   Технический железнодорожный словарь

  • ОПОРЫ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ — деревянные или металл. решетчатые конструкции, служащие для подвеса проводов контактной цепной подвески между анкерными опорами. В зависимости от типа поперечно поддерживающей конструкции различают О. п. консольные, П образные и с гибкой… …   Технический железнодорожный словарь

  • ОПОРЫ СВАЙНЫЕ — опоры, в к рых элементами основания служат сваи. Береговые О. с. (устои) состоят из нескольких поперечных рядов свай; число их зависит от высоты моста. Промежуточные О. с. (быки) сооружаются из одного, а при большой высоте из нескольких рядов… …   Технический железнодорожный словарь

  • ОПОРЫ РЯЖЕВЫЕ — бревенчатые срубы, обычно со сквозным днищем и внутренними стенками, загруженные камнем. О. р. имеют в плане прямоугольную форму, а быки, кроме того, заостренную ледорезную часть. При большой высоте О. р. сооружаются в несколько ярусов,… …   Технический железнодорожный словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»