Ода (жанр поэзии и музыки)

Ода (жанр поэзии и музыки)
Ода (от греч. ōdē ‒ песня), жанр лирической поэзии и музыки. В античности слово «О.» сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16‒17 вв.) термин «О.» вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (П. Ронсар во Франции, Г. Кьябрера в Италии, А. Коули и Дж. Драйден в Англии, Г. Р. Векерлин в Германии). В эпоху классицизма (17‒18 вв.) О. была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен ‒ Франция). Метрика и строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок»), выделились О. духовные, торжественные («пиндарические»), нравоучительные («горацианские»), любовные («анакреонтические»). В русскую поэзию О. входит впервые у В. К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна ‒ более близкая традиции барокко (требование «восторга») М. В. Ломоносов, В. П. Петров), другая ‒ рационалистическая ‒ близкая просветительству (требование «естественности» ‒ А. П. Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О. «расшатываются» (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф. Клопшток, Ф. ГёльдерлинГермания). В эпоху романтизма слово «О.» уже применяется по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет («оды» П. Б. Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В. Гюго, А. Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии («Вольность» А. Н. Радищева, «Гражданское мужество» К. Ф. Рылеева). В 19‒20 вв. жанровая система в лирике размывается и понятие О. выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически («Ода революции» В. В. Маяковского).

С 17 в. в западно-европейских странах термин «О.» стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. «Траурная ода»; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О. в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О. для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов ‒ Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).

═ М. Л. Гаспаров (О. в поэзии).


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Ода (жанр поэзии и музыки)" в других словарях:

  • ОДА (жанр поэзии и музыки) — ОДА (от греч. ode песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар (см. ПИНДАР)); в 16 18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер (см. ВОЛЬТЕР),… …   Энциклопедический словарь

  • ОДА — (от греч. ode песня) жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16 18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОДА — (позднелатинское ode или oda, от аттической формы oide, греческого слова aoide песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Как хоровая песня возникла в античности (Пиндар); в 16 18 вв. жанр… …   Современная энциклопедия

  • Ода — (позднелатинское ode или oda, от аттической формы oide, греческого слова aoide песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Как хоровая песня возникла в античности (Пиндар); в 16 18 вв. жанр… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ода — I Ода         Нобунага (1534 1582) японский полководец, первый из объединителей (О. Хидэёси Тоётоми Иэясу Токугава) страны. Был главой небольшого княжества в провинции Овари (центр. часть о. Хонсю). В 1558 начал борьбу с соседними феодальными… …   Большая советская энциклопедия

  • ода — ы; ж. [греч. ōdē песня] 1. Лит. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого л. значительного события или лица. Торжественная о. Русская классическая о. О. Радищева Вольность . * Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их… …   Энциклопедический словарь

  • Ода — (от греч. ode песня)    жанр лирической поэзии и музыки, выражающий торжественное, приподнятое настроение. Наиболее известны оды Сапфо, Алкея, Пиндара, Вакхилида, Горация. В средние века о. получила второе рождение.    (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Ода — АНТИЧНАЯ ОДА. В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим… …   Литературная энциклопедия

  • Державин Гаврила Романович — (1743 1816), поэт, представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей самодержавия, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774 94; «Водопад»,… …   Энциклопедический словарь

  • ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе) — «ЗОЛОТОЙ ВЕК» в испанской литературе, метафорическое обозначение эпохи расцвета испанской классической литературы, приходящейся на вторую половину 16 первую половину 17 веков. «Золотой век» включает в себя так называемое «второе Возрождение»,… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»