Моторные масла

Моторные масла
        группа масел, используемых для смазывания двигателей внутреннего сгорания (поршневых и реактивных); относятся к разряду смазочных масел (см. Масла нефтяные). Практически все М. м. являются продуктами переработки нефти и только некоторые сорта авиационных масел — Синтетические масла. Все М. м., за исключением некоторых авиационных, содержат моющие, противоизносные и антиокислительные присадки. Северные, зимние и всесезонные М. м., получаемые на маловязких основах, содержат также вязкостные загущающие присадки и депрессаторы, понижающие температуру застывания масел.
         В зависимости от назначения М. м. подразделяются на автомобильные (автолы, для карбюраторных двигателей), дизельные и авиационные. Первые два класса, включающие автотракторные, тепловозные и судовые масла, в свою очередь, подразделяются (ГОСТ 17479—72) на 11 групп по вязкости (при 100°C) и на 9 групп по уровню эксплуатационных свойств.
         В зависимости от конструктивных особенностей двигателя, времени года и района эксплуатации (север, юг) выбирается необходимая вязкость масла (6, 8, 10, 12, 14, 16 или 20 сст при 100°C) и температура застывания (от — 15 до — 42°C), а в зависимости от степени форсировки двигателя — группа масла по уровню качества (см. табл.). Повышение качества М. м. групп от А до Е (условное обозначение) достигается в основном повышением концентрации присадок и в некоторых случаях — изменением качества базового масла. Физико-химические свойства масел соответствующих классов и групп должны удовлетворять техническим условиям; эксплуатационные качества определяют испытаниями на одноцилиндровых установках и развёрнутых двигателях.
         Авиационные М. м. применяются для поршневых, турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Всего существует около 20 сортов и марок авиационных масел, от самых лёгких дистиллятных (с вязкостью 3—4 сст при 100°C) до тяжёлых остаточных (с вязкостью 22 сст при 100°C). Требования к качеству авиационных масел особенно высокие. Практически все масла для реактивной авиации содержат комплексы присадок и имеют сравнительно узкий фракционный состав, низкую температуру застывания (от —55 до —60°C), высокую стабильность, малую вспениваемость и хорошую прокачиваемость по циркуляционной системе двигателя.
         В связи с развитием сверхзвуковой авиации и повышением требований к термостойкости и низкотемпературным свойствам смазочных масел широкое применение получили синтетические масла. Их производство базируется на использовании сложных органических эфиров и спиртов, кремнийорганических и фторуглеродных соединений, глубокой химической переработке некоторых нефтяных фракций и других видов сырья. Применение таких масел позволяет расширить температурный диапазон их использования от —60 до + 250°С (для лучших сортов нефтяных масел этот интервал находится в пределах от —40 до + 150°С). Синтетические масла находят также применение в некоторых наземных газотурбинных и других двигателях.
        Группы автомобильных и дизельных масел для двигателей разного типа (по ГОСТу 17479—72)
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Группа масел                    | Тип двигателей                                                                                                    |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | А                                      | Нефорсированные карбюраторные и дизельные                                                   |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Б              | Б1                   | Maлофорсированные карбюраторные                                                                   |
        |                 |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                 | Б2                   | Maлофорсированные дизельные                                                                          |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | В              | В1                   | Cpeднефорсированные карбюраторные                                                                |
        |                 |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                 | В2                   | Среднефорсированные дизельные                                                                       |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Г               | Г1                   | Высокофорсированные карбюраторные                                                                |
        |                 |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                 | Г2                   | Bысокофорсированные дизельные                                                                       |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Д                                      | Высокофорсированные дизельные, работающие в тяжёлых условиях                  |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Е                                      | Малооборотные дизельные, работающие на тяжёлом топливе с содержанием      |
        |                                          | серы до 3,5%                                                                                                       |
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         Лит.: Нефтепродукты. Масла, смазки и присадки, М., 1970; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971; Калайтан Е. Н., Смазочные масла для реактивных двигателей, М., 1968; Гольдберг Д. О., Крейн С. Э., Смазочные масла из нефтей восточных месторождений, М., 1972.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Моторные масла" в других словарях:

  • Моторные масла — Залив автомасла из герметичной тары в картер двигателя Моторные масла  масла, применяемые для смазывания поршневых и роторных …   Википедия

  • МОТОРНЫЕ МАСЛА — смазочные нефтяные и синтетич. масла, используемые в поршневых (карбюраторных и дизельных), а также газотурбинных (см. Газотурбинные масла) двигателях для уменьшения трения скольжения и износа деталей и узлов, отвода тепла от трущихся пов стей и… …   Химическая энциклопедия

  • моторные масла — смазочные масла (нефтяные и синтетические), используемые в двигателях внутреннего сгорания всех типов для уменьшения износа, снижения трения скольжения, отвода теплоты от трущихся деталей, уплотнения зазоров в паре цилиндр  поршень и др. Как… …   Энциклопедический словарь

  • МОТОРНЫЕ МАСЛА — нефт. и синтетич. смазочные масла или их смеси, используемые для двигателей внутр. сгорания (поршневых, роторных, газотурбинных). Все М. м. содержат комплексы присадок, улучшающих их эксплуатац. св ва (моющие, противоизносные, антикорроз.,… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Масла для двухтактных бензиновых двигателей — Ма …   Википедия

  • Масла нефтяные —         смеси высокомолекулярных углеводородов, получаемые из нефти и применяемые в основном в качестве смазочных материалов. М. н. используются также как гидравлические и смазочно охлаждающие жидкости, электроизоляционные среды, поверхностно… …   Большая советская энциклопедия

  • Масла моторные — смазочные масла, применяемые для поршневых двигателей внутреннего сгорания;... Источник: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 О принятии технического регламента Таможенного союза О требованиях к смазочным… …   Официальная терминология

  • Масла смазочные — – жидкости, используемые для снижения трения и предотвращения износа и деформации автомобильной техники. В качестве смазочных масел в большинстве случаев используются масла нефтяного происхождения. По составу смазочные масла делятся на… …   Нефтегазовая микроэнциклопедия

  • Масла — жидкие смазочные материалы для двигателей, механизмов, приборов и узлов военной техники. Различают нефтяные (минеральные) и синтетические М. По назначению подразделяются на моторные (авиационные, автомобильные, дизельные), трансмиссионные и… …   Словарь военных терминов

  • МАСЛА — жидкие смазочные материалы для двигателей, механизмов, приборов и узлов военной техники. Различают нефтяные (минер) и синтетич. М. По назначению подразделяются на моторные (для авиац., мор. и наземной… …   Военный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»