- Мао Дунь
-
(псевдоним; настоящее имя Шэнь Янь-бин)
(родился июль 1896, Цинчжэнь, провинция Чжэцзян), китайский писатель, общественный деятель. Учился на подготовительном отделении Пекинского университета, с 1916 работал в издательстве в Шанхае. Возглавлял журнал «Сяошо юэбао» (1920—22), был одним из основателей Общества изучения литературы (1921). До 1927 выступал как публицист, литературовед, критик и переводчик, знакомя китайского читателя с западноевропейской и русской литературой, рассказывал о первых успехах советской литературы. Автор книг «Изучение персонажей» (1925), «Китайская мифология» (1925), «Введение в изучение прозы» (1928) и других.Первое художественное произведение — трилогия «Затмение» (1927—28), состоящая из повестей «Разочарования», «Колебания» и «Поиски», была создана вскоре после поражения революции 1925—27. Большинство её героев — мятущиеся молодые интеллигенты, которые быстро разочаровываются в жизни; лишь немногие продолжают борьбу. В 1928—30 М. Д. находился в эмиграции в Японии, где написал рассказы сборников «Шиповник» (1929) и «Прошлогодняя трава» (1929), по настроениям примыкающие к трилогии, и незавершённый роман «Радуга».Вернувшись из эмиграции в 1930, М. Д. стал одним из ведущих членов Лиги левых писателей Китая (См. Лига левых писателей Китая).В состоящей из трёх больших рассказов «Деревенской трилогии» (1932—34) М. Д. показал, как под влиянием экономического кризиса крестьяне поднимаются на вооружённую борьбу. Разорение мелких торговцев стало темой повести «Лавка Линя» (1932); типична фигура её героя — предприимчивого и доброго человека, далёкого от политики и неспособного к сопротивлению. Первым образцом социальной эпопеи в новейшей китайской литературе стал роман М. Д. «Перед рассветом» (1933), в котором изображается положение национальной буржуазии, массовая борьба рабочих.В годы войны с Японией (1937—45) М. Д. организовывал литературную общественность на патриотическую борьбу, редактировал журнал «Вэньи чжэньди», много внимания уделял художественно-документальной литературе: «Повесть о первом этапе» (1939), рассказывающая о трёхмесячной обороне Шанхая, «После разгрома» (1942) и др. В 1941 в Гонконге выпустил роман «Распад», написанный в форме дневника молодой женщины, втянутой в чанкайшистскую тайную полицию. Вернувшись в 1942 после захвата японцами Гонконга на гоминьдановскую территорию, М. Д. создал роман «Тронуты инеем, листья алеют, словно цветы весной» (1942) — первую часть задуманного широкого полотна о судьбах китайской провинции накануне революции 1911—13, а в 1945 — драму «В дни поминок», посвященную перспективам борьбы за обновление страны.После окончания войны с Японией М. Д. участвовал в демократическом движении, занимался переводами («Сын полка» В. Катаева, «Народ бессмертен» В. Гроссмана и др.), работал над романом «Закалка» (1948, незакончен). В 1946—47 совершил поездку по СССР, результатом которой явились книги «Виденное и слышанное в СССР» (1948) и «Беседы о Советском Союзе» (1949).В 1949—64 М. Д. был заместителем председателя Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства, председателем СП КНР и министром культуры КНР; занимался литературоведческой и публицистической деятельностью: книги «Ночные заметки. Размышления о Социалистическом реализме» (1958), «Воодушевление» (1959), «Об истории и исторических драмах» (1962). В период так называемой культурной революции подвергался гонениям.Соч.: Мао Дунь вэнь цзи, т. 1—10, Пекин, 1958—61; в русском переводе — Сочинения, т. 1—3, М., 1956.Лит.: Сорокин В. Ф., Творческий путь Мао Дуня, М., 1962; Е Цзы-мин, Лунь Мао Дунь сыши нянь ды вэньсюэ даолу, Шанхай, 1959.В. Ф. Сорокин.Мао Дунь.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.