Творительный падеж


Творительный падеж
(грамм.; латинское название — instrumentalis) — сохранился в санскритском, зендском, древнеперсидском, литовском, латышском и славянском, а в остатках — в латинском, греческом и германском. Он образуется различными суффиксами, разнообразие которых до сих пор еще не объяснено. В единственном числе было, по-видимому, три способа образования Т. падежа: 1) при помощи суффикса -а. Сюда относятся некоторые греческие наречия (и предлоги), напр. άμα "вместе", πάρα "рядом", πεδά (= μετά) "вслед за" и др.; санскр. формы деепричастия на -уа (как â- -gamya, "придя") тоже объясняются как Т. падеж основ на -i (nomina actionis), что вполне соответствует и значению этих форм ("придя" = "с приходом"); 2) при помощи суф. -bhi. Сюда относится греческий и гомеровский суф. -φι (v), который может иметь и значение Т. падежа множественного числа (а также значение местного и аблатива обоих чисел); например αμ ήοι φαιυομέυηφί, "с появлением зари" (соб. "с появляющейся зарею"); 3) при помощи суф. -mi, который сохранился в балтийско-славянской группе языков; например литовское naktimì "ночью", церк.-слав. , литовское sunumì "сыном", церк.-слав. и т. п. Во множественном числе Т. падеж в различных языках имеет еще более разнообразные окончания, которые могут быть сведены в главных чертах к суффиксам -bhis -mis. Например, санскр. áçva-bhis "кобылами", avi-bhis "овцами"; греч. формы на -φι, как vaϋ-φι "кораблями"; литовск. rañko-mis "руками", церк.-слав. . Основы на -о- имели окончание -ōis; напр., санскр. vrk-ais, греч. λύχ-oις, лат. lup-is, литовск. vilk-ais "волками". Неясны церк.-слав. формы на , как . В двойственном числе формы Т. падежа совпали с формами дательного и аблатива. Окончания и здесь разнообразны: санскр. -bhyām: vrka-bhyām "обоими волками"; литовск. : vilka-m; церк.-слав. . Особняком стоит греческое окончание -ουν -οιν и в основах на -α -αiv (со значением также родительного и местного падежей двойственного числа): ποδοϊιν, ποδοϊν "обеими ногами", κόρaιv "обеими девицами". При всем своем разнообразии суффиксы Т. падежа выказывают некоторые признаки родства. Так, суффиксы множественного числа -bhis -mis отличаются от суффиксов единственного числа -bhi-, -mi только конечным звуком -s, обозначающим, как полагают, множественное число. Допускавшееся прежде родство суфф. со звуками -bh и -т- в настоящее время должно быть отвергнуто, так как звуки bh и т нигде, кроме этих суффиксов, не чередуются. Теперь признается более вероятным самостоятельное существование двух основных суффиксов -bhoi -bhei -bhi (напр., церк.-слав. дательный падеж , лат. ti-bei) и -то -те (напр., церк.-слав. дат. падеж множественного числа ). Из -bhi и -то возникли новые разновидности -mi и -bho (последнее в лат. дат., Т. и аблативе множественного числа -bu-s: ovi-bus "овцами"). Это объяснение дает возможность объяснить и суфф. (см. выше), встречающийся в греческом и санскритском языках, производя его из *-m (гласного -m), которое как в санскрите, так и в греческом языке дало звук (ср. винительный падеж единственного числа * греч. -v и -а). Синтаксическая функция Т. падежа в латинском языке перешла на ablativus, который по форме является также отчасти Т. падежом, отчасти местным. В греческом так называемый дательный падеж заменил первоначальный Т. Основное синтаксическое значение Т. падежа — социативное (совместность): в Т. падеже ставится имя того лица или предмета, вместе с которым подлежащее выполняет какое-либо действие. Отсюда естественен переход к значению орудия, при помощи которого выполняется действие (casus instrumentalis в собственном смысле). Все отдельные значения Т. падежа легко сводятся к указанному первоначальному: такие разновидности значения, как Т. образа действия, места, времени, обусловливаются не особенным оттенком грамматического значения падежа, а особенностями реального значения слов, стоящих в Т. падеже; так, если слово обозначает некоторый промежуток времени, то мы получаем так называемый Т. времени. То же можно сказать и о других разновидностях Т. падежа, включая и значение орудия: для последнего значения необходимо, чтобы имя, стоящее в Т. падеже, было именем предмета, а не лица. Социативное значение Т. падежа сохранилось довольно ясно в индоевропейских языках; напр. в санскрите: devo devébhir â gamat — "пусть бог придет вместе с богами"; в греческом μεμαότες έγχειησι — "стремясь вперед с копьями"; в латинском: Caesar omnibus copiis Ilerdam proficiscitur — "Ц. со всеми войсками отправляется в Илерду". Если в Т. падеже стоит имя предмета, которым выполняется действие, то получается Т. орудия: напр. "рубит топором", "писать пером" и т. д. Если в Т. падеже стоит имя сопровождающих действие обстоятельств, то он получает значение обстоятельства образа действия (modi); напр. латинское capillo passo — "с распущенными волосами" (так называемый ablativus absolutus по большей части есть Т. падеж). Отсюда понятен переход к Т. качества (qualitatis); напр. церк.-слав.
Т. места обозначает распространение по некоторой части пространства; напр. "идти дорогой", "ехать морем, лесом" и т. п. Подобное же значение имеет Т. времени: "ночью", "днем" и т. д. Все глаголы, наречия и предлоги, обозначающие совместность, обыкновенно соединяются с Т. падежом; напр., греческое μαχoμai τινι "сражаюсь с кем"; предлог σύν "с", наречия άμα, ομου "вместе", латинское cum "с", славян. — все ставятся с Т. падежом. В балтийско-славянской группе языков Т. падеж часто употребляется как падеж именного сказуемого; напр. "быть рыбаком", "быть богатым". Эта разновидность Т. падежа развилась из Т. образа действия. Процесс перехода значений может быть иллюстрирован следующими примерами: "у дороги белым камнем осталась Марья царевна", "Игорь соколом полете". Подобный Т. падеж легко мог употребляться при глаголах, обозначающих "становиться, быть, называться", и таким образом превратиться в Т. именного сказуемого.
Литература. Brugmann, "Grundriss d. vergl. Gramm." (II); Hirt, "Indogerm. Forschungen" (I); W. Streitberg, "Ind. Forsch." (III); Hirt, "Ueber die mit -m- und -bh-gebildeten Kasussuffixe. Ind. Forsch." (V); B. Delbrück, "Ablativ Localis lustrumentalis, em Beitrag zur vergleichenden Syntax" (Б., 1867); Hübschmann, "Zur Casuslehre" (Мюнхен, 1875); В. Delbrück, "Vergl. Synt." (I); А. Потебня, "Из записок по русской грамматике" (Харьков, 1874).
Д. Кудрявский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Творительный падеж" в других словарях:

  • Творительный падеж —     Падежи Склонение …   Википедия

  • творительный падеж — ● Творительный времени указывает на время совершения действия или проявления состояния. Уехать ранней весной. Возвратиться глубокой ночью. Работать вечерами. Одной февральской ночью, часа в три, жена Вадима прислала за мной (Герцен). ●… …   Словарь управления

  • творительный падеж — Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д. Творительный времени указывает на время совершения действия или… …   Словарь лингвистических терминов

  • творительный падеж — См. strumentale …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • творительный падеж — твор ительный пад еж …   Русский орфографический словарь

  • творительный падеж — грамм. Косвенная падежная форма, выражающая значение субъекта действия, объекта, пространственные, временны/е отношения и т.п.; отвечает на вопросы: кем? чем? Употребить слово в творительном падеже. Сочетаться с творительным падежом …   Словарь многих выражений

  • усиления творительный падеж — ед.   В морфологической стилистике: фигура2 речи, состоящая в употреблении форм творительного падежа в сочетании с именительным предикативным для совместного выражения одного и того же понятия.   Сидел, ничего не понимая, глупец глупцом! …   Учебный словарь стилистических терминов

  • ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, творительная, творительное. В выражении: творительный падеж (грам.) падеж, отвечающий на вопрос: кем чем?, или в других случаях (напр. у прил.) падеж, зависящий от сущ. в этом падеже. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — ТВОРИТЕЛЬНЫЙ: творительный падеж падеж, отвечающий на вопрос кем (чем)? Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Падеж — У этого термина существуют и другие значения, см. Падеж (значения).     Падежи …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.