- Татары в историческом смысле
-
Этот термин как название народа имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Т. как отдельного народа не существует; слово "татары" является собирательным именем для целого ряда народов монгольского и, главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке и исповедующих Коран. В V в. под именем та-та или татань (откуда, по всей вероятности, и происходит слово Т.) разумелось монгольское племя, обитавшее в сев.-вост. части Монголии и отчасти в Маньчжурии, между pp. Халха, Кэруленом и Сунгари, в особенности около Буир-Нора. Сведений об этом племени татань у нас почти нет; мало известна нам также история всего монгольского племени (см. Монголы). В XI в. Т. были побеждены тунгусами и отчасти переселились в Юго-Зап. Монголию, в горы Инь-шань, отчасти остались около Буир-Нора и Кэрулена. Затем китайские писатели — главный источник для истории монголов — некоторое время ничего не говорят о Т. В XII в. появляется Темучин, или Чингисхан, делающий имя монголов известным всему миру. Он соединяет разрозненные роды, разгромляет всю Среднюю Азию и образует могучее царство, в состав которого входит множество разных народностей. Эти народности и образуют монголо-татар, или просто Т. По словам одного китайского писателя, Т. "занимаются исключительно своими стадами, кочуют и не имеют ни городов, ни стен, ни письмен, ни книг; заключают все договоры изустно. С детства упражняются в верховой езде, стрелянии из лука... и приобретают таким образом мужество, необходимое для грабежа и войны. Пока они надеются на успех, они двигаются взад и вперед; когда надежды нет, выгодное бегство не почитается предосудительным. Обрядов религии и судебных учреждений они не знают... Все питаются мясом убитых животных... и одеваются в их шкуры и меха. Сильнейшие из них хватают самые жирные куски; старики же едят и пьют, что остается. Уважают только храбрейших; старость и слабость находится в презрении". "Они любят угощения, — говорит другой китайский писатель; — по большей части имеют обыкновение не мыть рук и хвататься ими за рыбу и мясо; платье их не снимается и не моется до тех пор, пока не износится". В 1223 г. один из отрядов Чингисхана проник на Кавказ, покорил многие тамошние племена и положил таким образом начало татаро-монгольской оседлости на Кавказе; приток татарского элемента продолжался здесь довольно долго, и из смешения Т. с местными жителями образовалась особая татарская народность. Затем Т. двинулись в Половецкую степь и здесь на р. Калке разбили половецких и русских князей. После этого они ушли назад в Азию. После смерти Чингисхана в 1228 г. его преемником был провозглашен Угедей, который отправил племянника своего Батыя на завоевание восточных стран. В 1237 г. татары напали на Русь, покорили ее, разгромили часть Западной Европы (Венгрию и Польшу); дальнейшее движение на запад было преграждено ополчением чешского короля и герцогов австрийского и каринтийского. Т. повернули назад и основали на Волге Золотую Орду (см.). В конце XIV и начале XV в. из Золотой Орды выделилось крымское ханство (см. Ханство Крымское, Таврида), где правила династия Гиреев (см.). Еще до падения Золотой орды образовалось, в конце XIV в., Казанское царство (см.), просуществовавшее до 1552 г. Когда пала столица Золотой орды, хан ее Ахмед бежал и был убит сибирским ханом Ибоком, а сыновья Ахмеда образовали Астраханское царство, покоренное русскими в 1554 г. В XVI в. в Сибирской земле было основано независимое ханство татарами, обитавшими по pp. Оби, Иртышу, Тавде, Ингулу и притокам их; оно было завоевано Ермаком при Иоанне Грозном; но окончательно перешло к русским в XVII в. (см. Сибирь). Указанные выше татарские ханства представляли грозную силу, имевшую громадное значение на весь ход русской истории. Даже впоследствии, когда ханства эти потеряли свою независимость и подчинились русским, народности, входившие в их состав, не раз поднимали опасные восстания. Существуют основания думать, что они чувствовали свое родство друг с другом и задумывали под покровительством и при помощи Турции общий бунт, но их планы не осуществились (см. Сибирь). На государственный, общественный и семейный быт русских Т. оказали огромное влияние (см. Костомаров, "Начало единодержавия в древней Руси", "Вестник Европы", 1870, № 11 и 12; Карамзин, "История Государства Российского" и друг. ). Из вышеизложенного видно, что Т. распадаются на 3 группы: азиатскую, или сибирскую, европейскую и промежуточную между Европой и Азией—кавказскую. Сибирская группа состоит из следующих подгрупп: 1) алтайской, к которой принадлежат Т. абаканские (Енисейской губ. ), чулымские (Мариинского и Ачинского окр. ), кузнецкие (Кузнецкого окр. ) и собственно алтайские; 2) западно-сибирской, в состав которой входят Т. барабинские, тобольские и иртышские (главным образом, в Тобольской и Томской губ. ). Таким образом, поселения сибирской группы сосредоточиваются главным образом в трех губерниях: Тобольской, где находилось некогда татарское Кучумово царство, Томской и Енисейской. Всех сибирских Т. насчитывается 100 с лишком тысяч (см. Сибирь). Кавказская группа состоит из смешения тюркских народностей с собств. монголами и с кавказскими народами. Главные массы Т. живут в губ. Тифлисской и Елизаветпольской губ. Дагестанской обл. и Закатальском округе. Общее число их простирается до 1200 тыс. (см. Кавказский край, Кавказские языки); историю кавказских татар — см. Кавказские войны. К европейской группе Т. принадлежат: 1) казанские Т., происшедшие из смешения Т. Золотой Орды с местными элементами; живут от верхней Оки (так назыв. касимовские Т. ) до Урала в числе около 1200 тыс. (см. Казанское царство, Казанская губ., Казань); 2) астраханские Т., распадающиеся в свою очередь на: юртовских Т., образовавшихся из смешения тюрко-монголов Зол. Орды с хозарами, и кундуровских Т., собственно ногайцев, из племени карагачей, пришедших с Кавказа; и 3) крымские Т., распадающееся на степных, горных и прибрежных; степные Т. —прямые потомки монголо-татар; горные —смесь Т. с местными народностями и с пришлыми элементами — хозарами, генуэзцами, готами, греками и т. д.; прибрежные Т. близки к горным, с еще более заметной примесью крови прошлого элемента. Вопросы о составе татарского народа, о большей или меньшей примеси разной крови, о численности их и т. д. решаются учеными весьма различно. См. Тюрко-татары.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.