- Тангейзер
-
иначе Тангузер (Tannhäuser, Tanhuser) — миннезингер XIII в., жизнь и личность которого стали темою для народногерманских легенд и сказаний, связанных, с одной стороны, с преданиями о горе Герзельберг или Венериной горе близ Вартбурга, с другой стороны — с легендами о "Вартбургской войне" или состязании поэтов (см.). Исторически-достоверный миннезингер Т. родился в начале XIII в. и умер во всяком случае ранее 1273 г. (до воцарения Рудольфа Габсбурга). По-видимому, он происходил из австрийско-баварского дома баронов Тангузенов; вместе с Фридрихом Вторым, императором германским, в 1228 г. участвовал в крестовом походе. Как сторонник императора, вечно ссорившегося с папами, Т. не мог благоволить к Риму; возможно, что Т. имел какое-нибудь неприятное столкновение с каким-либо папою — пожалуй, и с папою Урбаном IV, занимавшим римский престол с 1264 до 1268 г. и играющим важную роль в легенде о Т. Главным покровителем Т. был другой Фридрих — Воинственный (der Streitbare), герцог австрийский, последний из графов Бабенбергов; в своих песнях Т. заявляет, что ему были пожалованы герцогом деревня и имение. После смерти своего мецената (в 1246 г.) Т., по словам собственных песен, "проел и прозаложил свое имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня"; он впал в нужду и вынужден был скитаться странствующим рыцарем, причем домохозяева более радовались его уходу, чем приходу". Покровителя, подобного герцогу Фридриху, Т. уже не мог найти, хотя из песен Т. видно, что к нему благоволили император Фридрих Второй и другой враг Рима — Оттон Второй Светлейший (der Erlauchte), герцог баварский. Т. с гордостью заявляет в своих песнях, что, будучи верным приверженцем Гогенштауфенов, не пойдет искать покровительства в Тюрингию. В "Вартбургской войне" (см.; 1206 или 1207 г.) Т., наверное, не участвовал: в то время он был ребенком. Говоря о Тюрингии, Т., очевидно, подразумевает потомков ландграфа тюрингенского и пфальцграфа саксонского Германа I, устроителя вартбургского состязания певцов, умершего в 1217 г. Т. сочинял своеобразные плясовые песни, называемые "Leiche"; по словам одного из исследователей миннезанга (Гагена), Leiche — "песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе и с быстрыми пассажами вверх и вниз, во весь диапазон аккомпанирующего песне струнного инструмента". В песнях этих сказывается жизнерадостная и чувственная личность Т., воспевавшего пляски с красавицами на цветущем лугу под липою и пастушеские удовольствия с "верною Кунигундою". Временами исторический Т. не чужд и настроений искренно-религиозного характера. Стихотворения Т. напечатаны в сборнике Гагена: "Minnesinger" (Лпц., 1838) [В так наз. "Манессевой рукописи" (см.) XIV в. есть портрет Т., в одежде крестоносца.] Народная южно-германская фантазия приурочила исторического Т. к преданиям о горе Герзельберг (Hörseiberg, от слова "Ursel" — непотухшая, огненная зола), расположенной между городами Эйзенахом и Готою в нынешнем Великом герцогстве Саксен-Веймарском, неподалеку от Вартбурга, в Тюрингервальде. Эта гора, имеющая вид продолговатого гроба, слывет в простонародье под именем Венериной горы (Venusberg); в ней есть пещера, где слышится шум подземных ключей; народная фантазия услышала в этом шуме стоны грешников и нечестивые клики адской радости, а во мраке грота увидела адское пламя; гора прослыла входом в чистилище и обиталищем прекрасной языческо-германской богини Гольды (Holde, frau Holla) или классической богини Венеры; в этой-то пещере исчезает, по народному поверью, ночной поезд "дикой охоты" (die Wilde Jagd), предводимый богинею Гольдою. Сущность южно-германского предания о Т. такова. Однажды миннезингер Т., идя в Вартбург на состязание певцов, увидел у Герзельберга богиню Венеру (frau Venus), которая завлекла его к себе в грот; там он пробыл семь лет в забавах и развлечениях. Боязнь, что он погубил свою душу, побудила его расстаться с богинею и искать отпущения грехов в Риме, у папы Урбана. Папа с негодованием отказал в этой просьбе, сказав, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника. Т. с горя вернулся к дьявольской Венере в Герзельберг. Тем временем посох пустил побеги, и папа велел отыскать прощенного Богом грешника — но его уже не могли найти. Т. должен остаться в Герзельберге до Страшного Суда, когда Господь окончательно решит его участь. Ко входу в пещеру Герзельберга приставлен добрый гений германских сказаний, "верный Эккарт" (der treue Eckart), никого не допускающий в пещеру. В этой сказке проявляются свойственные средневековью настроения: томление по античному и родному (германскому) язычеству и недовольство аскетическою суровостью духовенства. Народные и искусственные обработки этого сказания в виде песен о Т. появляются в Германии очень рано, с XIV или XV в.; кажется, первая печатная "Das Lied von dem Danhewser" относится к 1515 г. Приурочивание миннезингерских подвигов Т. ко двору тюрингенского ландграфа Германа и к "вартбургской войне" — более позднего происхождения, чем легенда о Т. и Венере. Рихард Вагнер в своей опере "Т., или состязание певцов в Вартбурге" соединил легенду о Т. с легендою о вартбургской войне, отождествив личность Т. с личностью легендарного миннезингера Генриха фон Офтердингена. Романтическая опера Вагнера сильно оживила интерес к личности Т. и к литературе о нем; аскетическая до известной степени тенденция либретто Вагнеровской оперы не соответствует, однако, жизнерадостному и гуманному духу народной легенды о Т. Тою же легендою о Т. пользовались другие писатели: Гейне в своем знаменитом, слегка юмористическом стихотворении; Тик в своей поэме (где вместе с Т. появляется "верный Эккарт"); Эйхендорф в новелле "Мраморная статуя"; Гофман в рассказе "Состязание певцов" и Новалис (оба последних писателя говорят о Генрихе Офтердингене, не отождествляя его с Т.); Франкль в эпопее "Т."; Мангольд в либретто к опере "Т." (муз. Дуллера); лирик Гейбель и многие др. Ср. Grässe, "Der Tannhäuser und Ewige Jude, Zwei deutsche Sagen" (2-е изд., Дрезден, 1861); Franz Müller, "Ueber Rich. Wagner's Tannhäuser" (Веймар, 1853).В. Ч—н.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.