- Сура
-
правый приток среднего течения реки Волги, берет начало в юго-западном углу Симбирской губернии из болотистой и лесистой местности ("Сурской Шишки") близ деревни Сурки. С. течет весьма извилисто от Ю. к С., придерживаясь то сев.-зап., то сев.-вост. направления, и последовательно орошает губернии: Симбирскую (40 в.), Саратовскую (ок. 120 в.), Пензенскую (150 в.), опять Симбирскую (480 в.), Казанскую (50 в.), Казанскую и Нижегородскую одновременно (С. служит границей) — до 40 в., одну Нижегородскую (8 в.) и наконец впадает в реку Волгу при городе Васильсурске (Василе) Нижегородской губ. Из притоков С. наиболее значительны Алатырь и Пьяна, оба с левой стороны. Общая длина С. около 888 в., длина судоходной части (от г. Пензы) 606 вер. и сплавной (от с. Тарлакова Кузнецкого у.) ок. 750 в. Среднее падение реки 0,9 фт. на 1 в. Берега С. в верхнем течении высокие, в Пензенской и Симбирской губ. местами низкие, местами достигают до 30 саж. над уровнем реки, в Казанской и Нижегородской губ. прав. берег высокий и покрыт дубовым лесом, лев. — песчаный и низменный. Шир. долины С. от 2 до 5 вер. Берега состоят из рыхлых пород, легко размываются и обваливаются вместе с лесом, почему в реке много перекатов, извилин и карчей, весьма затрудняющих судоходство. В половодье уровень воды достигает 6—9 арш., ок. 25 мая река входит в меженные берега, с половины июня до осени наступает мелководье, причем на некоторых перекатах воды бывает не более 10 верш. Шир. меженного русла — между с. Тарлаковым и г. Пензой от 10 до 25 с., между г. Пензой и с. Промзиным — 25—50 с., между с. Промзиным и г. Алатырем — 50—80 саж. и между г. Алатырем и г. Васильсурском (Василем) — до 150 с. Продолжительность навигации — от 193 до 206 дней. На Суре имеются (1897 г.) два водомерных поста I разряда — в с. Промзине-Городищах и в г. Пензе. Хотя Сура протекает по очень плодородным местностям, но вследствие неблагоприятных условий судоходства значение ее как судоходной реки с проведением в районе ее бассейна железных дорог, особенно Рязанско-Казанской линии, значительно упало. Гораздо большее значение С. имеет как сплавная река для лесных грузов. Грузооборот по прибытию и отправлению дров на всех пристанях Суры в 1896 г. был 540 тыс. пд., в 1897 г. — 1123 тыс. пд., в 1898 г. — 229 тыс. пуд.; грузооборот по лесным строительным материалам равнялся в те же годы 12196 тыс., 10350 тыс. и 716 тыс. пд., причем от 1/8 до 1/3 этих грузов выгружалось на сурских же нижележащих пристанях, главным образом в г. Пензе, а остальное количество лесных материалов поступило на р. Волгу. Большая часть лесных грузов идет по С. из Саратовской и Пензенской губ. Важнейшие присурские хлебные пристани в Симбирской губ. (по направлению течения С.): Бол. Березники, с. Промзино, г. Алатырь, с. Порецкое, Мурзицы, Пандиково и г. Курмыш; в Казанской губ. — устье рч. Вылы. В 1896—98 гг. с сурских пристаней было отправлено вниз, на р. Волгу, тысяч пудов:------------------------------------------------------------------------------------------------------| | В 1896 г. | В 1897 г. | В 1898 г. ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------|| Пшеницы | 127 | 125 | 194 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------|| Муки ржаной | 878 | 425 | 352 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------|| Ржи | 561 | 540 | 78 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------|| Овса | 1267 | 2601 | 1231 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------|| Ячменя | 13 | 14 | — ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------|| Вообще главнейших хлебов | 2846 | 3705 | 1855 |------------------------------------------------------------------------------------------------------Спирта в те же годы отправлялось вниз по С. 10, 10 и 4 тыс. пд. (с пристаней Симбирской губ. и из г. Ядрина Казанской губ.), льняного семени из Симбирской губ. также вниз 107, 56 и 21 тыс. пд. (в том числе из с. Промзина 81, 30 и 13 тыс. пд.); вверх по реке железа и стали не в деле прибыло 6, 7 и 3 тыс. пд., соли 47, 32 и 16 тыс. пд., нефтяных грузов 1, 11 и 3 тыс. пд. Прочие грузы идут в еще меньшем количестве. Пассажирское пароходство по С. никогда не процветало, а с проведением Ряз.-Казан. жел. дороги совершенно прекратилось. В 1889 г. судов с грузом, отправившихся по С. вниз, было 197, включая и суда с перегружавшеюся кладью; в том же году прибыло по С. 24 груженых судна, отправлено вниз 542 плота и прибыло последних сверху 461; все грузы вместе с поштучными на судах, на плотах и в плотах, отправленные по С. с сурских пристаней, составили 871 тыс. пд.; грузы, прибывшие на сурские пристани, — сверху 4574 тыс. пд. и снизу 572 тыс. пд.; объявленная ценность всех отправленных грузов — 1556 тыс. руб., прибывших — 186 тыс. руб. (соответствующие цифры в 1896 г. — 1053 тыс. руб. и 100 тыс. руб., в 1897 г. — 1789 тыс. руб. и 123 тыс. руб.), в том числе ценность плотов с грузом 226 тыс. руб. и 152 тыс. руб. Средняя стоимость фрахтов за апрельские волго-сурские рейсы вверх по реке при тяге буксирными пароходами были, считая за версту, за каждые 1000 пд. хлебных грузов в 1892 г. — 7,32 коп., в 1893 г. — 4,19 коп., в 1894 г. — 7,77 коп., в 1895 г. — 6,86 коп., в 1897 г. — 6, 92 коп., в 1898 г. — 6,13 коп. По С. в пределах Симбирской губ. кое-где строят баржи, беляны и подчалки; выстроено на верфях по С. непаровых судов:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | В 1897 г. | В 1898 г. ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Число судов | 38 | 16 ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Подъемная способность | | || судов: | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| - Общая | 2500 тыс. пуд. | 585 тыс. пуд. ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| - Отдельных | от 1500 до 200 тыс. | от 1500—150 тыс. пуд. || | пуд. | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Стоимость судов: | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| - Общая | 21300 руб. | 36050 руб. ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| - Отдельных | 650—2800 руб. | 150—7500 руб. |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Поймы по берегам С. во многих местах покрыты довольно хорошими покосами. Так, в Васильском у. Нижегородской губ. чистые сенокосы по С. дают в среднем с десятины ок. 170 пд. сена хорошего качества, а сенокосы с кустарником — до 60 пд. В Ядринском у. Казанской губ. средний укос сурских покосов определен земскими статистиками в 100 пд. с дес. Травы хорошего качества, но местами встречаются и осочные. В общем по С. на сенокосах много кустарника, и самая пойма нередко поросла лесом. Река довольно богата рыбой; сурские стерляди некогда славились почти по всей России; теперь улов стерляди сильно сократился. На С. расположены следующие города: Пенза, Алатырь, Ядрин, Курмыш и Васильсурск (Василь). Жел. дороги пересекают С. (в ее судоходной части) в 3 пунктах — в г. Пензе, у жел.-дор. ст. Сура (ветвь Рузаевка-Инза) и в г. Алатыре. Ср. И. К. Разумов (литографированные) "Лекции по лоции"; "Стат. сборн. Мин. пут. сообщ." (вып. 50, 52, 54, 55, 58 и 59); "Мат. для сравнительной оценки земельных угодий в уу. Казанской губ." (вып. IX — Ядринский у.)"; "Мат. к оценке земель Нижегородской губ." (экономич. часть, вып. IX, Васильский у.).П. Н.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.