Строка

Строка
(от греч. στροφή — поворот — часть торжественного шествия хора в греческой трагедии) — определенное соединение нескольких стихов, повторяющееся в стихотворении. Латинское название стиха — versus — означает то же понятие поворота: и здесь, и там мы имеем дело с ритмическим повторением метрических величин — меньшей (стопа), в стих, и большей (стих), в С. Метрическое значение строфы еще больше связано с музыкальным источником мерной поэтической речи, чем ритм стиха. В С. наглядным образом проявляется характерное стремление мелодии после различных фаз развития возвращаться к своей основной форме. Особенно тесно связана с музыкой С. античного трагического хора, откуда она и получила свое название: обходя алтарь справа налево, хор пел первую часть "периода", подвигаясь обратно — вторую часть, антистрофу, совершенно сходную с первой, и, наконец, остановившись для отдыха — третью часть, эпод. Стихи длинной С., самые разнообразные и, за отсутствием рифмы, ничем между собой не связанные, воспроизводились в антистрофе точнейшим образом. Схватить элементы единообразия в этих двух сложных и обширных массах было бы даже при утонченной чуткости древних к размеру очень трудно, если бы это единообразие не поддерживалось еще одним элементом, для нас утерянным, — напевом. От греческой хоровой торжественной песни и ведут свое происхождение традиционные С. оды. Тройное строение, сходное с разделением греческого хора, имела и песня мейстерзингеров, состоявшая из двух одинаковых куплетов — Stollen — и третьего — Abgesang. Уже из понятия С. как ритмического целого следует, что никакая совокупность стихов, кажущаяся глазу читателя законченным целым, не может считаться С., если она не производит того же впечатления на ухо слушателя. Строфа есть понятие метрическое, а не типографское; поэтому, напр., напечатанное в виде трехстиший стихотворение Некрасова "Нейди просторною дорогой торною" (из "Кому на Руси жить хорошо") — на самом деле состоит из шестистиший, так как рифмовано по формуле aacbbc. Вообще, в точное понятие С. должны быть включены: определенное число стихов, число стоп в соответственных стихах, размер, расположение рифм, определенная последовательность рифм мужских и женских и, наконец, известная законченность смысла. Отсутствие одного из этих условий делает С. отличной от других и позволяет соединить ее с другою; так, в "Весне" Тютчева, в "Недоноске" Баратынского четверостишия совершенно правильно соединены попарно в восьмистишия, так как лишь последние представляют законченные периоды. Эти правила, конечно, не исключают возможности составлять стихотворения из С. различного строения, но чередующихся в определенном порядке, как напр. в "Песне о колоколе", где одинаковые С. монолога мастера прерываются различными стихами. Несколько отличны те случаи, когда строфа состоит из двух различных частей, как в "Женихе" Пушкина. Составляя одно целое, С. естественным образом сама распадается на части, разделяемые рифмой, размером, повышением и понижением в развитии смысла. Разнообразие различных С. бесконечно; но кроме свободных С., создаваемых поэтом сообразно требованиям выражения и вдохновения, есть в истории стихотворной речи ряд традиционных форм, которые носят определенные названия. Эти строфические формы распадаются на три больших отдела: античные С., романские и восточные. Немецкие теоретики уделяют также много внимания и различным общепринятым свободным С., пытаясь довольно субъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так, напр., Гейнце и Гетте находят, что четверостишие из двухстопных ямбов "особенно пригодно для картинки природы с настроением, давая возможность создать поэтическое выражение для свободного порыва жизнерадостности"; четверостишие из трехстопных трохеев "дышит проникновенным благоговением и жаждой покоя". Наоборот, Фигоф считает короткие трохеические стихи наиболее удобными для "выражения решительной силы, категорического приказания, сжатого поучения" и т. п. Из античных С. наиболее известны сафическая, состоящая из трех сафических стихов
и одного адония , алкеева, асклепиадова, гликонова (три и один ), и классическое элегическое двустишие (гекзаметр — пентаметр). К формам романским относятся: двустрофное рондо, октава, или станс, сицилиана, терцина, сонет, канцона, сестина, триолет, мадригал, испанская децима (десять четырехстопных трохеев с рифмами abbaaccddc), тенцона, ритурнель, сегедилья. Из восточных С. употребительны в европ. поэзии газель (ряд двустиший с одной рифмой в первом и всех четных стихах: аа, ba, са, da, еа и т. д.), происшедшая из персидского четверостишия (aaba), и макама. Среди этих форм некоторые уклоняются от строгого понятия С. и рассматриваются среди С. лишь потому, что все-таки представляют собой более или менее традиционное соединение стихов под известным названием. Другие столь же употребительные С., не имеющие названия, не находят особого места в теории; таковы, напр., рифмованные двустишия ("Саша", Некрасова, "Морская царевна" Лермонтова) и др.
А. Горнфельд.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Строка" в других словарях:

  • СТРОКА — жен. расположенье чего по прямой черте, сплошной ряд, линия, порядок, дорожка, полоска, что идет тесьмой, лентой, гуськом. Строка письма, печати, ряд слов, букв, поперек страницы, а в монгольской грамоте вдоль столбцов. Нотная строка, пять черт,… …   Толковый словарь Даля

  • строка — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? строки, чему? строке, (вижу) что? строку, чем? строкой, о чём? о строке; мн. что? строки, (нет) чего? строк, чему? строкам и строкам, (вижу) что? строки, чем? строками и строками, о чём? о строках и… …   Толковый словарь Дмитриева

  • СТРОКА — СТРОКА, строки, вин. строку, мн. строки, строкам, жен. 1. Ряд, полоса (спец., обл.). «По перепелу и бекасу желтые строки.» Даль. 2. Ряд слов, букв или иных знаков (напр. нотных), написанных или напечатанных в одну линию. «Быстро принялся считать… …   Толковый словарь Ушакова

  • строка — СТРОКА, и, мн. строки, строк, строкам, жен. 1. Ряд слов, букв или иных знаков (напр. нотных), написанных в одну линию. Печатная с. С. в строку (о переписанном, переведённом: дословно, слово в слово). Читать между строк (перен.: догадываясь о… …   Толковый словарь Ожегова

  • строка́ — строка, строки, строку; мн. строки, строк, строкам; строка в строку; но: не всякое лыко в строку (поговорка) …   Русское словесное ударение

  • СТРОКА 1 — СТРОКА 1, и, мн. строки, строк, строкам, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СТРОКА 2 — СТРОКА 2, и, ж.: не всякое лыко в строку Ч посл. о том, что не всякую ошибку нужно ставить в вину [первонач. строка Ч ряд лык, соединённых вместе при плетении лаптей]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • строка — см. в ст. стих. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. Строка …   Литературная энциклопедия

  • Строка — в широком смысле упорядоченная последовательность символов. Строка в программировании тип данных: структура которого задается одномерным массивом символов; и на котором определены операции: конкатенации, декатенации и др. См. также: Типы данных… …   Финансовый словарь

  • строка — См. линия, черта не всякое лыко в строку, пишущий эти строки, читать между строк... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. строка линия, черта; ряд, строчка, абзац, пункт,… …   Словарь синонимов

  • строка — и; вин. строку и строку; мн. род. строки, дат. ам; ж. 1. Ряд слов, букв или иных знаков, написанных или напечатанных в одну линию с пробелами и без между ними. Писать с новой строки. Водить глазами по строкам. Выводить строку за строкой. Красная… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»