- Строительное искусство
-
I
обнимает совокупность всех знаний, необходимых для целесообразного и прочного возведения сооружений. Во многих случаях при этом ставится условием также удовлетворение эстетическим требованиям, и те отрасли С. искусства, в которых это требование преобладает, выделены в особую обширную область — архитектуры (см.). Так как в общем задачи С. искусства осуществляются посредством преобразования материалов, встречающихся в природе, и изменения вида земной поверхности, то для основательного изучения С. искусства необходимо хорошее знание разных отраслей математики (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, механика, начертательная геометрия, графическая статика) и естественных наук (физика, химия, минералогия, геология и др.), которые обычно и включаются в курсы высших учебных заведений, подготовляющих инженеров-строителей. Перед тем, как приступить к исполнению постройки, должен быть составлен проект ее, более или менее детальный. Поэтому, в состав вспомогательных наук С. искусства входит производство изысканий (нивелирование, съемка планов и другие геодезические работы), черчение и рисование. Каждое сооружение должно быть во всех своих составных частях устойчиво и прочно и сохранять свою неизменяемость под влиянием внешних сил, грозящих изменить его форму или совсем его разрушить. Изучение необходимых для этого условий, в зависимости от свойства материалов, входящих в состав сооружения, и приданной им формы, составляет предмет другой вспомогательной науки С. искусства — статики сооружений и сопротивления материалов, иногда объединяемых именем "строительной механики". Все отрасли С. искусства имеют в своем основании ряд однообразных приемов производства строительных работ, указанных опытом, в зависимости от свойства строительных материалов и условий их службы в готовом сооружении. Поэтому под названием общих начал С. искусства в технических учебных заведениях преподаются следующие отделы этой науки: строительные материалы, работы земляные, каменные, плотничные, столярные, кузнечные и др., устройство оснований, стен, покрытий, внутренние части зданий и т. д. Если выделить особые отрасли постройки зданий, назначенных для жилья, для общественных и хозяйственных целей (гражданскую архитектуру), и изготовление снарядов и устройств для замены ручной работы механической (машиностроение), то остальные отделы С. искусства или инженерно-строительного дела будут заключать: дорожное дело (с включением железных дорог), гидротехнические сооружения и работы (улучшение и выправление рек, устройство каналов, орошение и осушение), портовые сооружения, сооружения для городского благоустройства (водопроводы, канализация, городское освещение и пр.). Дальнейшие специальные отделы составляют военно-инженерное дело (фортификация), морское строительное дело, сельскохозяйственные (мелиоративные) строительные работы, горные работы, судостроение, мостовое дело. Строгого подразделения отдельных отраслей С. искусства не существует, да оно едва ли и возможно. Вследствие обширного развития некоторых отделов, приобретших в практике особенно важное значение, ими как бы поглощаются остальные виды С. искусства, на которые они кладут свою печать. Этим объясняется, напр., то, что во Франции все государственные строительные работы производятся особым корпусом инженеров мостов и дорог (Corps des Ponts et Chaussées), получающих образование в специальном высшем учебном заведении того же названия. У нас подобную роль играют инженеры путей сообщения и Институт того же наименования. К древнейшим произведениям С. искусства относятся мегалитические памятники (см.) и памятники древнего зодчества, рассеянные в долинах Нила, Евфрата, Тигра и в разных местностях западной Азии. См. Архитектура.А. Т.IIсм. Архитектура.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.