- Страдания Господни
-
(этногр.). — Евангельское повествование о страдании и крестной смерти Спасителя всегда производило глубокое впечатление как на отдельных лиц, так и на массы народные; с ним может сравниться в этом отношении только евангельское сказание о Страшном Суде. Известно, напр., какое сильное впечатление произвел на франкского короля Хлодвига рассказ проповедника о страстях Господних. Малороссияне выразили в духовных стихах сожаление, что Христос "съеднал себе слугу неверного, Юду проклятого". Галицко-русский духовный стих верно передает главные события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Выражение горя Божией Матери в этом стихе отличается большой поэтической силой. Спаситель поручает здесь свою Мать заботливости св. ап. Петра и говорит ему: "Будешь пребывати в небе враз со мною!" Подробности пытки Спасителя встречаются не только в песнях, но и заговорах. В одном заговоре находим любопытную местную черту: "Христа до ратуши приведено; стали Его вязати и в стовпа мордовати". Некоторые подробности в описании мучений Спасителя, напр. забивание деревянных спиц под ногти и захватывание ребра крюком, могли возникнуть под влиянием часто производившихся пыток в местных судах, а также рассказов о пытках и казнях в соседних странах. Апокрифы о крестном древе примыкают к апокрифам об Адаме как в рукописях, так и в народных рассказах. Апокрифы эти изданы Тихонравовым в 1 т. "Памятников отреч. литер.", по двум спискам XV — XVI вв., Порфирьевым — в "Апокр. сказ." по Солов. рукописям, Пыпиным — в 3 т. "Памят. стар. рус. литер.", Франко — в галицко-русск. сборн. Академик А. Н. Веселовский в 32 т. "Сборника отд. рус. яз. и слов. Академии наук" поместил обширное специальное исследование апокрифов о крестном древе, в связи с западными легендами о древе креста. Славянские крестные сказания распадаются на две группы: историю трех крестных древ, являющуюся в рукописях с именем Григория Богослова или Григория Двоеслова, и рассказ об одном крестном дереве, отмеченный именем Севериана Габальского, причем имена Григория Богослова и Севериана Габальского — подставные, так как между сочинениями указанных отцов церкви не находится ничего соответственного. Сказания эти передают историю дерев, на которых распяты были Спаситель и разбойники. Некоторые редакции Сказания о крестном древе подверглись влиянию богумильства и приписываются пресвитеру Иеремии. В ряду других "болгарских басен" и сказание о крестных деревьях проникло в Южную Россию и вошло в народную словесность. В народном рассказе о смерти Адама и треблаженном древе говорится, что Адам во время болезни послал своего сына в рай за золотым яблоком; но сын принес вместо яблока тот прут, которым гнали Адама из рая. Адам сделал из этого прута три венка на голову и был похоронен с этими венками; из них выросли три дерева — кипарис, кедр и треблаженное древо. Божия Матерь однажды споткнулась о треблаженное дерево и сказала: "О, треблаженное дерево, на тебе будет распят мой Сын", а Спаситель сказал при этом: "правда". Апокрифическое сказание о трех крестных древах как нельзя более пришлось по вкусу народу, так как отвечало исконному народному приему троения мысли и предметов в поэзии. В силу этой наклонности народа в песнях появляются не только три креста, но и три гроба.Н. Сумцов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.