- Ставассер
-
(Петр Андреевич) — скульптор; род. в СПб., в 1816 г.; одиннадцати лет от роду был определен в воспитанники императорской академии художеств и, по увольнении своем из нее, в 1833 г., вследствие произведенных в ней преобразований, снова поступил в нее штатным академистом. Главным наставником его в академии был профессор С. Гальберг. С. быстро выказал свои блестящие способности и получил две малые серебряные медали (в 1835 и 1837 гг.), большую серебряную медаль (в 1838 г.) и малую золотую медаль (в 1838 г., за барельеф "Давид играет перед Саулом на арфе"). Окончив курс в 1839 г. со званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за статую "Молодой удильщик" (бронзовый экземпляр ее находится в Петергофе, на Царицыном островке; кроме означенной медали, она доставила художнику другую золотую медаль, установленную для отличившихся в экспрессии), С., в ожидании своей отправки за казенный счет в чужие края, изготовил, вместе со своим школьным товарищем, Ант. Ивановым, надгробный памятник Сильвестру Щедрину, в Сорренто, по эскизу умершего Гальберга, вылепил для академической церкви рельеф "Ангел, возмущающий воду в Силоамской купели", произвел, также в сотрудничестве с Ивановым и по эскизу Гальберга, колоссальную фигуру музы Клио для симбирского памятника Карамзину и исполнил несколько портретных бюстов (своей сестры, дитяти князя Голицына, г-жи Бек). Отправившись, наконец, за границу в 1841 г., он поселился в Риме, откуда делал непродолжительные экскурсии в другие места Италии. Здесь произведены им, кроме бюстов архитектора Эппингера, генерала Раевского, графа Вельегорского, живописца Штернберга (находится в музее академии художеств) и др., статуя "Молящийся ангел" (для князя Голицына), доставившая ему звание академика в 1846 г., прелестная фигура Русалки (мраморный экземпляр в музее императора Александра III, в СПб.) и группа "Нимфа и Сатир, надевающий ей на ногу сандалию" (мраморный экземпляр там же) — лучшее создание художника, явственнее, чем все прочие его работы, характеризующее его направление, состоявшее в соединении античного благородства форм с неподдельной жизненностью, красоты в постановке фигур и плавности линий с осмысленностью выражения. От талантливого художника можно было ожидать еще многих новых, совершеннейших произведений, но злая чахотка преждевременно пресекла его дальнейшее развитие, он умер в Риме весной, в 1850 г. Его подробная биография помещена Н. Рамазановым в журнале "Русский Вестник" за 1863 г. (т. XLIII, № 1).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.