Сравнение в литературе

Сравнение в литературе
— В статье Поэзия указано значение С. в обиходе поэтического мышления. Объясняя неизвестное, вновь познаваемое явление посредством известного, первобытная мысль переносит на познаваемое не только избранные, но все признаки объясняющего. В параллелизме оба явления стоят рядом, как бы отожествляемые; в отрицательном С. есть уже указание на их раздельность и, стало быть, на выделение общего признака. "Не трава клонится к земле — убивается мать по умершем сыне": здесь уже совершенно нет речи о смешении объясняемого (тоска матери) и объясняющего (трава, склонившаяся к земле); мысль выделила основу С., т. е. признак общий обоим сравниваемым явлениям (tertium comparationis), но признак этот еще тонет в общей массе нехарактерных свойств. Наконец, сравнение окончательно отрешается от следов былой подстановки, заменившей объяснение. "В мифологическом представлении заключается объяснение впечатления посредством фантазии. "Гремит гром: Бог в облаках потрясает своей величавой главой. Восходит солнце: божественная дева с розовыми перстами открывает врата, за которыми оно скрывалось" и т. д. В поэтическом сравнении поэт стремится лишь дать возможно большую рельефность особенностям известного явления" (Боринский). Этот переход от полумифологического параллелизма к чисто поэтическому С. — наиболее яркое, быть может, выражение первых стадий развития поэтической мысли и речи. В современном поэтическом обиходе С. как основа всякой образности, играет все ту же всеобъемлющую роль, но как особая форма поэтического выражения оно становится слишком тяжеловесным. Характерным признаком этого ускорения темпа поэтической мысли служит полное исчезновение былой расплывчатости в С., когда поэт без всякой нужды, без всякой возможности усилить этим выразительность, долго останавливался на образе, привлекаемом для С., расписывая его в подробностях, совсем ненужных для его основной цели. Менелай ранен, и кровь льется у него из бедра, "как пурпур на слоновой кости", прибавляет поэт; яркость изображения достигнута вполне — но Гомер не останавливается на этом, и перед нами проходит целая жанровая картина. Мы видим перед собой женщин "из Меонии или Карии", занятых окраской кости; мы видим кладовые, где хранится эта кость, хотя многие витязи хотели бы носить ее — хранится для украшения коня, для величия царя, во славу возничего и т. д. За этими подробностями мы забываем о ране Менелая, к которой мысль возвращается с некоторым усилием. Были попытки видеть в этих "эпических", распространенных С. особый сознательный поэтический прием, способ отвлечь на мгновение читателя, дать ему отдых; правильнее, кажется, считать такие распространенные С. естественным следствием некоторой медлительности первобытной поэтической мысли, охотно останавливающейся на деталях нехарактерных и с нашей точки зрения ненужных. К тому же, распространенные С., столь частые в греческой эпопее, совсем не обязательны в древнейшей поэзии; так, например, французский народный эпос ограничивается простым названием предмета, привлекаемого к С.: герой бросается в битву, как вепрь; отважный смотрит, как лев; конь издали узнает господина, как жена — мужа. Воспроизводить распространенные С., считая их особенностью эпоса — как делали Ариосто, Вергилий, — нет основания. У нас их любил Гоголь, охотно усваивавший себе формы классического эпоса. Понемногу С. изменяется в новейшей поэтической речи; оно не столько вымирает, сколько перерождается в различные формы-тропы — отличающиеся от С. с точки зрения литературной, но в психологической своей основе исходящие из того же С. Все реже встречается громоздкое С. с частицей как; место его занимают краткие метафорические выражения и эпитеты, в одном слове сгущающие все содержание С. Такова история С. Теория его в школьной поэтике исчерпывается различными более или менее излишними попытками систематизировать С. — то по тем областям, из которых выбираются предметы для С. (природа, мир животных, культурная жизнь), то по поэтическим родам (С. эпические и лирические); даются указания на разные комбинации С., на применение их в различных литературах и т. п. Из практических указаний должно быть отмечено одно, вытекающее из самой сущности С.: так как С. есть способ объяснить (себе и другим) вновь познаваемое явление, то явление объясняющее, привлекаемое С., должно быть более известно и понятно, чем объясняемое.

А. Горнфельд.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Сравнение в литературе" в других словарях:

  • Сравнение, в литературе — В статье Поэзия указано значение С. в обиходе поэтического мышления. Объясняя неизвестное, вновь познаваемое явление посредством известного, первобытная мысль переносит на познаваемое не только избранные, но все признаки объясняющего. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сравнение (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сравнение. Сравнение  троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому либо общему для них признаку. Цель сравнения  выявить в объекте сравнения новые …   Википедия

  • Сравнение — Сравнение  многозначный термин. Сравнение  процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов. Сравнение  выяснение, какой из двух объектов лучше в… …   Википедия

  • Сравнение опыта экспедиций Амундсена и Скотта на Южный полюс — Пути конкурирующих экспедиций в Антарк …   Википедия

  • Индийские боги в античной литературе — Индийские боги в античной литературе. Наибольшее число сведений об Индии у греческих и латинских авторов восходит к историкам похода Александра Великого в Индию и произведению посла в Индию Мегасфена. По их общему мнению, индийцы поклонялись двум …   Википедия

  • Байронизм в русской литературе — с именем английского поэта связано известное под именем байронизма литературно общественное настроение, которое явилось результатом впечатления, произведенного на всю образованную Европу как гениальными произведениями Байрона, так и своеобразной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Работный дом — Сравнение двух планов с романтизацией «старого доброго работного дома» Не следует путать с «рабочими домами»  местами лишения свободы. Работный дом (англ. workhouse)  благотворительное учреждение, созданное для оказания помощи …   Википедия

  • Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата …   Литературная энциклопедия

  • Привилегированные акции — (Preference shares) Привилегированные акции это акции со специальными правами и ограничениями Привилегированные акции, их особенности, виды, стоимость, дивиденды, конвертация, курс Содержание >>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Литература постмодернизма — Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), а также реакцию на идеи Просвещения, присущие модернистской литературе. Постмодернизм в литературе,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»