- Спрос и предложение
-
два главных фактора, определяющих цены на рынке. Под С. разумеется количество товаров, которое желают купить на рынке лица, обладающие нужными для этой покупки средствами. Предложением называется количество товаров, представленное на рынок для продажи. С. и предложение играют роль в теории меновой ценности, так как от взаимного их отношения зависят рыночные цены. Если С. и предложение равны между собой, то цена товара равняется его меновой ценности, определяемой количеством общественно-необходимого для производства товара труда. Если С. окажется выше предложения, то рыночная цена будет подниматься и останется на повышенном уровне до тех пор, пока предложение не придет в соответствие со С. При превышении предложения над С. происходит обратное — понижение цены ниже нормальной ценности, опять-таки на время, пока с предложением не сравняется С. Существует целая теория (см. Ценность), которая ставит образование меновой ценности всецело в зависимость от соотношения С. и предложения, видя в них два единственных фактора образования ценности.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.