Спиритуализм

Спиритуализм
философское направление, противоположное материализму (некоторые отожествляют С. с идеализмом; спириты тоже иногда свое учение называют С.). Как материализм исходит из фактически данной противоположности явлений материального и духовного порядка и сводит вторые к первым, точно также и С. исходит из той же апории, но решает ее в противоположном духе, т. е. сводит явления материального порядка к духовным. Посредине между С. и материализмом стоит дуализм, признающий субстанциальное значение материи и духа. С. гораздо богаче и разнообразнее, чем материализм; слабые стороны материализма являются доводами в пользу С. и наоборот. В С. можно различить следующие направления: дух (а следовательно, и душа) может быть понимаем в смысле субстанциальном или же в смысле динамическом, причем тело может быть рассматриваемо как чистое явление человеческого сознания, или же телу может быть приписана относительная реальность. Абсолютным С. можно назвать то направление, которое душу рассматривает как субстанцию, а тело как чистое представление. Относительным С., приближающимся к дуализму, можно назвать то направление, которое признает за телом самостоятельное существование, но рассматривает тело как продукт душевной деятельности. Остальные формы С., рассматривающие тело как множественность субстанций однородных с душой, или же как средоточие душевной деятельности, — приближаются к монизму, т. е. к признанию единого субстанциального бытия с различными сторонами деятельности, представляющимся познанию противоположными. Примером абсолютного С. может служить учение Беркли (см.). К относительным спиритуалистам следует отнести Аристотеля с его знаменитым определением души как "первой энтелехии физического тела, способного к жизни"; это определение рассматривает отношение души к телу как отношение формы к материи, деятельности к возможности; душа придает форму телу и своей деятельностью создает тело. Формулу Аристотеля повторяет Фома Аквинат (с некоторым, впрочем, приближением к дуализму) и многие из новых психологов, например Карус, Шуберт, Бурдах, отчасти Фихте младший и др. Динамическое воззрение на душу выразил Лейбниц, а за ним Гербарт и Лоце. Наконец Фихте старший (и отчасти Шопенгауэр) смотрит на душу как на деятельность, на тело как на представление или явление сознания. Следить за различными формами С. в новой философии значило бы написать целую историю новой философии, ибо вся она более или менее проникнута спиритуалистическими тенденциями, родственными идеализму и враждебными материализму. В пользу С., как тенденции, можно привести много различных доводов, и выгоды теоретические и практические С. весьма значительны. Во-первых, анализ познавательных процессов говорит за С. и против материализма; как бы мы не смотрели на знание, т. е. как на процесс, дающий нам лишь представления, или же как на процесс, знакомящий нас с самими предметами, во всяком случае, это процесс, всецело принадлежащий душевной сознательной жизни, ни мало не похожий на механические процессы внешнего мира. Но, оставив в стороне гносеологию и становясь на почву самых фактов, придется сказать, что и тут недостаточность механического мировоззрения понуждает перейти на точку зрения телеологическую, вытекающую из С. Процессы жизненные и сознательные, рассмотренные не с внешней точки зрения, заставляют предположить в теле и вообще в природе деятельное начало, созидающее сообразно идеальным началам, а не по внешним причинам. Множество фактов, относящихся к этому вопросу, собрано у Гартмана в его "Философии бессознательного". Наконец, с точки зрения С. можно защищать свободу, как свойство человеческого духа (не в смысле, конечно, свободы выбора) и таким путем найти доступ к решению практических и религиозных вопросов. Вообще говоря, С., как теория более широкая и объемлющая, может признать за механическим воззрением некоторое значение, но не наоборот. В детальном проведении взглядов С. нельзя, однако, не отметить существенных трудностей. Если нельзя отрицать возможности спиритуалистического толкования фактов естествознания, то в то же время нельзя утверждать и необходимости во всех случаях такого толкования, покоящегося на заключении по аналогии: несомненно, что аналогия не полна; явления движения материальных частиц столь же полно объясняются с точки зрения атомистической теории, сколь и с точки зрения монадологии, между тем, в выяснении характера внутренних явлений природы сами С. не согласны между собой. Одухотворяя весь мир, С. следует философскому требованию единства; но в эмпирических данных нет достаточных оснований для перенесения на неодушевленный мир понятий, заимствованных из области сознания.
Ср. Willman, "Geschichte des Idealismus" (3 т.); Vacherot, "Le nouveau spiritualisme" (П., 1884); Volkmann von Volkmar, "Lehrbuch der Psychologie" (Kemend, 2 изд., 1875); Кюльпе, "Введение в философию" (СПб., 1901); Паулсен, "Введение в философию" (М., 1894).
Э. Радлов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Спиритуализм" в других словарях:

  • СПИРИТУАЛИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием, от лат. spiritualis духовный). Философское учение, признающее духовное начало в видимом мире. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СПИРИТУАЛИЗМ новолатинск. с греческим… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СПИРИТУАЛИЗМ — (от лат. spiritualis духовный) 1. Филос. концепция, признающая дух и его формы субстанцией всего существующего. 2. Тенденция во фр. философии. Термин «С.» впервые применил к своей философии (эклектическому соединению нем. трансцендентализма и фр …   Философская энциклопедия

  • Спиритуализм — Спиритуализм  духовность: Спиритуализм  философское учение Спиритуализм  религиозное течение …   Википедия

  • Спиритуализм —  Спиритуализм  ♦ Spiritualisme    Любое учение, утверждающее существование нематериальной мыслящей субстанции, иначе говоря, духов, не принадлежащих ни одному телу. Спиритуализм чаще всего выступает в форме дуализма. Он допускает два вида… …   Философский словарь Спонвиля

  • спиритуализм — а, м. spiritualisme m. <лат. spiritualis духовный. Идеалистическое философское учение, признающее дух сущностью и первоосновой мира. БАС 1. В клубе Барбеса теория Луи Блана приняла оттенок спиритуализма под влиянием самого основателя,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СПИРИТУАЛИЗМ — (от латинского spiritualis духовный), философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи …   Современная энциклопедия

  • СПИРИТУАЛИЗМ — (от лат. spiritualis духовный) философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи. Как философский термин введен в 19 в. В. Кузеном; в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СПИРИТУАЛИЗМ — (лат. spiritualis духовный, spiritus душа, дух) философское воззрение, противоположное как материалистической, так и позитивистской концепциям сущего. Главный тезис С. несводимость человека к природе. С. рассматривает дух в качестве первоосновы… …   Новейший философский словарь

  • СПИРИТУАЛИЗМ — СПИРИТУАЛИЗМ, спиритуализма, мн. нет, муж. (от латин spiritualis духовный) (филос.). Разновидность идеализма, философское направление, приписывающее истинную реальность духу, а не материи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • спиритуализм — сущ., кол во синонимов: 1 • духословие (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Спиритуализм — философское направление, противоположное материализму.(Некоторые отожествляют С. с идеализмом; спириты тоже иногда свое учениеназывают С.). Как материализм исходит из фактически даннойпротивоположности явлений материального и духовного порядка и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»