- Соловьев Владимир Сергеевич (дополнение к статье)
- — знаменитый писатель. Со времени его смерти накопился богатый материал для знакомства с его жизнью и учением. "Собрание сочинений" его, в 8-ми томах, вышло в свет в 1901—1903 гг. В его состав не вошли стихотворения, французские произведения и некоторые речи (напр о Белинском), текст которых не был разыскан в бумагах покойного. Значительную помощь при издании "Собрания сочинений" оказал "Библиографический список сочинений и переводов В. С. Соловьева" (СПб., 1900). Некоторые недочеты издания были отмечены в заметке "Журн. М. Н. Пр." (июнь 1905). Биографических сведений о С. много в книге В. Л. Величко: "Владимир Соловьев, жизнь и творения" (СПб., 1902; есть второе издание). В 56-й книжке "Вопросов философии" (1901) помещен ряд статей А. Введенского, А. Петровского, Л. Лопатина, кн. С. Трубецкого, П. Новгородцева, Г. Рачинского и Ф. Геца, посвященных выяснению различных сторон философии С. Наиболее полное изложение взглядов С. принадлежит А. Никольскому: "Русский Ориген XIX в. Вл. С. Соловьев" — ряд статей, помещенных в "Вере и Разуме" за 1902-й год. Религиозно-философским воззрениям С. посвящены статьи И. Сперанского в журнале "Вера и Разум" за 1901 год; о том же трактует профессор В. Г. Рождественский в речи: "О значении философско-литературной деятельности В. С. Соловьева для христианского богословия" (СПб., 1901). Воззрениям Соловьева на папство посвящена статья П. М — ва, помещенная в "Страннике" за 1905 год; автор пользовался французским сочинением С., а также его "Историей и будущностью теократии", впервые напечатанной в России в 4-м томе полного собрания сочинений. Поэзия С. разобрана в статьях С. М. Лукьянова и Чулкова: первая помещена в "Вестнике Европы" за 1901 г., вторая — в журнале "Вопросы жизни" за 1905 г. В журнале "Вопросы жизни" помещено немало статей (напр проф. С. Булгакова) о личности и учении С. Общие характеристики покойного: речь А. Ф. Кони — "Памяти Владимира Сергеевича Соловьева" (СПб., 1903); речь И. Бакста, "Памяти В. С. Соловьева", произнесенная в общем собрании общества распространения просвещения между евреями в России 12 ноябр. 1900 г.; статья кн. Евгения Трубецкого: "Владимир Сергеевич Соловьев" (в "Московском Еженедельнике", № 5, 1906); ст. Адр. Круковского: "Владимир Соловьев как мыслитель и человек" (Вильна, 1905). О мистицизме Соловьева трактует статья Э. Л. Радлова, помещенная в "Вестнике Европы" за 1905 год. Об эстетике С. см. статью Э. Л. Радлова в "Вестнике Европы" (1907, № 1). Несколько теплых страниц посвящает Соловьеву К. Ф. Головин во втором издании "Истории русского романа". Законченного образа философа и его системы теперь еще нельзя воссоздать; некоторые стороны его деятельности еще недостаточно освещены. Мало выяснены, например, его отношение к католичеству и вопрос об источниках философии С. Нужно ждать опубликования писем С., а также некоторых не изданных его произведений. В мартовской книжке журнала "Былое" помещена статья "Событие 1-го марта и Вл. С. Соловьев"; в ней приведено содержание речи, произнесенной С. 13-го марта 1881 г., но текста самой речи до сих пор еще нет.
Э. Р.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.