- Смоленская икона Богородицы
-
по преданию, написана св. евангелистом Лукой. О древности этой иконы в России сказания различны: одни говорят, что она была благословением на путь в Россию царевны Анны, супруги св. князя Владимира; другие утверждают, что император греческий Константин Порфирородный, выдавая дочь свою, царевну Анну, в 1046 г., за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее этой иконой. По этой причине икона и названа Одигитрия-путеводительница. По наследству она досталась сыну Всеволода, Владимиру Мономаху, который перенес ее в Смоленск и поставил в храме, заложенном им в 1101 г. С этого времени икона называется С. В 1398 г. Витовт благословил ею дочь свою Софию, супругу вел. князя Василия Дмитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом. София перенесла ее из Смоленска в Москву и поставила в Благовещенском соборе. В 1456 г., в княжение вел. князя Василия Васильевича Темного, смоленский епископ Мисаил и многие почетнейшие граждане, прибывшие от польского короля Казимира в Москву к вел. князю, просили его возвратить их икону в Смоленск. Вел. князь исполнил их просьбу, повелев снять с иконы список, для доставления его на место ее. Св. икону сопровождали с крестным ходом за две версты от города, до бывшего тогда в предместье Москвы Саввина монастыря. На этом месте, в 1524 г., при вел. князе Василии Иоанновиче, построен Новодевичий монастырь, в память взятия Смоленска и присоединения его к российской державе. В этом м-ре в 1525 г. поставили икону, списанную с С. Одигитрии, и 28 июля назначили празднование явлению С. иконы Божией Матери крестным ходом, который и доныне отправляется в Новодевичий м-рь. В 1666 г. смоленский архиеп. Варсонофий по царскому указу возил в Москву две С. чудотворные иконы Одигитрии для подновления потемневшей от времени живописи. Из этих икон одна (древнейшая) стоит поныне в смоленском Успенском соборе (в 1812 г. она была временно препровождена в Ярославль). Другая икона, написанная в 1602 г., находится в церкви над днепровскими воротами. В 1812 г., при оставлении нашими войсками Смоленска, она была взята артиллерийской ротой и с того времени оставалась при полках 3-й пехотной дивизии (А. П. Ермолова). Накануне Бородинской битвы икону носили по лагерю; по одержании каждой победы над неприятелем пред ней приносились благодарственные молебствии. Когда Смоленск был очищен от врагов, икона, по воле князя М. И. Кутузова, возвращена была в Смоленск и поставлена на прежнем месте. С того времени установлено 5 ноября ежегодно праздновать изгнание врагов из отечества помощью и заступлением Пресв. Богородицы.См. архиеп. черниг. Филарет, "Жития святых, чтимых правосл. церковью" (июль, 28 число; СПб., 1892); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви (т. I, СПб., 1882); С. Снессорева, "Земная жизнь Пресв. Богородицы и описание святых чудотворных ее икон" (СПб., 1891).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.