Септаккорды

Септаккорды
четырехзвучные диссонирующие аккорды, заключающие в себе основной тон, терцию, квинту и септиму, считая расстояние между верхними нотами и основным тоном. Величина интервалов, заключающихся в С.-аккордах, бывает различна. Доминант-С.-аккорд в мажоре заключает в себе большую терцию, чистую квинту, малую септиму; разрешается в тоническое трезвучие, причем основной тон идет в тонику, а при своем удвоении остается на месте, превращаясь в квинту тонического трезвучия; терция идет на полтона вверх в тонику, квинта на тон вверх в терцию или на тон вниз в основной тон тонического трезвучия, септима — на полтона вниз в терцию тонического трезвучия.
В миноре общие правила разрешения те же; только квинта идет вверх на полтона, а септима — вниз на целый тон, в малую терцию тонического трезвучия. При разрешении допускаются некоторые неправильности, например, терция может идти на терцию вниз, в квинту тонического трезвучия, если находящаяся над ней квинта идет в тонику.
В миноре общие правила разрешения те же; только квинта идет вверх на полтона, а септима — вниз на целый тон, в малую терцию тонического трезвучия. При разрешении допускаются некоторые неправильности, например, терция может идти на терцию вниз, в квинту тонического трезвучия, если находящаяся над ней квинта идет в тонику.
Септима в среднем голосе может идти вверх на ступень, если под септимой находится квинта, идущая в терцию тонического трезвучия.
Септима в среднем голосе может идти вверх на ступень, если под септимой находится квинта, идущая в терцию тонического трезвучия.
В верхнем голосе терция может идти в терцию тонического трезвучия, квинта в обращенном доминант-С.-аккорде — в квинту тонического трезвучия как в верхнем, так и в среднем голосах. Доминант-С.-аккорд разрешается еще в трезвучие на тон вверх в мажоре и на полутон вверх в миноре, а также в доминантаккорд на квинту вниз. В первом случае основной тон идет вверх на тон или полутон, при правильном разрешении остальных нот доминантаккорда (а), а во втором только терция идет неправильно на полтона вниз в септиму следующего доминантаккорда (b) (ложные последования).
С.-аккорд малый, происходящий от большого нонаккорда вследствие отбрасывания основного тона последнего, состоит из малой терции, уменьшенной квинты, малой септимы, подчиняется правилам его разрешения (см. Нонаккорд) и идет в мажорноемажорное тоническое трезвучие
С.-аккорд малый, происходящий от большого нонаккорда вследствие отбрасывания основного тона последнего, состоит из малой терции, уменьшенной квинты, малой септимы, подчиняется правилам его разрешения (см. Нонаккорд) и идет в мажорноемажорное тоническое трезвучие
Уменьшенный С.-аккорд, происходящий от малого нонаккорда, состоит из малой терции, уменьшенной квинты и уменьшенной септимы и разрешается в минорное тоническое трезвучие
Уменьшенный С.-аккорд, происходящий от малого нонаккорда, состоит из малой терции, уменьшенной квинты и уменьшенной септимы и разрешается в минорное тоническое трезвучие
На каждой ступени диатонической гаммы, мажорной и минорной, строятся С.-аккорды. В мажоре эти С.-аккорды в пределах лада, или секвенцаккорды, заключают в себе большую терцию, чистую квинту, большую септиму (С.-аккорды, построенные на первой и четвертой ступенях гаммы), малую терцию, чистую квинту, малую септиму (на второй, третьей и шестой ступенях), малую терцию, уменьшенную квинту, малую септиму (на седьмой ступени). В миноре наиболее употребительны С.-аккорды в пределах лада, строящиеся на следующих ступенях: на второй (малая терция, уменьшенная квинта, малая септима), четвертой (малая терция, чистая квинта, малая септима), шестой (большая терция, чистая квинта, большая септима). Все эти С.-аккорды подчиняются общим правилам разрешения доминантаккорда (см. Секвенция). Все С.-аккорды имеют три обращения и цифруются так: 5/6 (квинтсекстаккорд) при первом обращении, 3/4 (терцкварцаккорд) при втором, 2 (секундаккорд) при третьем. Доминант-С.-аккорды и некоторые другие С.-аккорды видоизменяются вследствие повышения или понижения некоторых их нот (см. Альтерация).
На каждой ступени диатонической гаммы, мажорной и минорной, строятся С.-аккорды. В мажоре эти С.-аккорды в пределах лада, или секвенцаккорды, заключают в себе большую терцию, чистую квинту, большую септиму (С.-аккорды, построенные на первой и четвертой ступенях гаммы), малую терцию, чистую квинту, малую септиму (на второй, третьей и шестой ступенях), малую терцию, уменьшенную квинту, малую септиму (на седьмой ступени). В миноре наиболее употребительны С.-аккорды в пределах лада, строящиеся на следующих ступенях: на второй (малая терция, уменьшенная квинта, малая септима), четвертой (малая терция, чистая квинта, малая септима), шестой (большая терция, чистая квинта, большая септима). Все эти С.-аккорды подчиняются общим правилам разрешения доминантаккорда (см. Секвенция). Все С.-аккорды имеют три обращения и цифруются так: 5/6 (квинтсекстаккорд) при первом обращении, 3/4 (терцкварцаккорд) при втором, 2 (секундаккорд) при третьем. Доминант-С.-аккорды и некоторые другие С.-аккорды видоизменяются вследствие повышения или понижения некоторых их нот (см. Альтерация).
Н. С.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Септаккорды" в других словарях:

  • Септаккорды — Септаккорд[1] аккорд из 4 нот, расположенных по терциям (Аккорд это три или более звуков, которых можно расположить по терциям). Название аккорда вне тональности определяется нижним трезвучием и крайней септой между звуками. 4 вида септаккордов:… …   Википедия

  • ПОБОЧНЫЕ СЕПТАККОРДЫ — так называются, по обычной гармонической терминологии, образования, аналогичные главному септаккорду ( доминантсептаккорду , D7), построенные на всех ступенях гаммы. Срв. Диссонанс …   Музыкальный словарь Римана

  • Аккорд — (музыкальный; итал. accordo), или гармония, есть соединение нескольких различных звуков, не менее трех. Гармоническое соединение основывается на естественных акустических законах, которые прежде всего были открыты слухом, а впоследствии… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Септаккорд — Септаккорд  аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название. С точки зрения классической музыки, добавление… …   Википедия

  • Малый минорный септаккорд — Состав аккорда: малая септима чистая квинта малая терция прима Малый минорный септаккорд (или малый септаккорд) септаккорд …   Википедия

  • Аккорд — (музыкальный; итал. accordo) или гармония есть соединениенескольких различных звуков, не менее трех. Аккорды (мажорные консонирующие трезвучия и доминантаккорд), данныенатуральной гаммой, легли в основание науки об аккордах или гармонии.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие  трезвучие, состоящее из большой терц …   Википедия

  • Минорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта малая терция прима Минорное (малое) трезвучие трезвучие, состоящее из малой терции вниз …   Википедия

  • Большой мажорный септаккорд — Состав аккорда: большая септима чистая квинта большая терция прима Большой мажорный септаккорд  септаккорд, состоящий из бол …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»