- Бар Германн
-
(Hermann Bahr) — австрийский писатель. Род. в 1863 г. Много путешествовал, жил довольно долго в Петербурге в качестве корреспондента. Живя во Франции, Б. проникся парижским модернизмом. В произведениях Б., написанных до возвращения из Парижа — драме "Neue Menschen" (1888) и "Die grosse Sünde" (1889) — сказывается внутренняя борьба между свойственным автору по натуре индивидуализмом и подчиненностью социалистическим идеалам. Под влиянием Ницше и в особенности Стринберга, Б. становится все более определенным индивидуалистом, высмеивает демагогов в "La marquesa d'Amangui" (1888) и пишет большой роман "Gute Schule" (1890), преисполненный болезненным эротизмом в духе Стринберга; по манере — роман чисто французский. С переездом в Берлин (1890), Б. главным образом занялся пропагандой французского декадентства и символизма. Его критические очерки: "Die Ueberwindung des Naturalismus", "Zur Kritik der Moderne" принадлежат к числу самых интересных книг о современной литературе. Он создал и самое слово "модернизм" (по-немецки "die Moderne") и сделался проповедником "суггестивной" манеры символистов, тоже введя в оборот это французское выражение, удержавшееся в немецком языке. Критика Б. — чисто импрессионистская; значение ее не столько в историко-литературной верности суждений, сколько в художественной чуткости. Позже Б. перешел к изучению и изображению своей родины Вены. Он написал ряд венских романов и рассказов — "Dora", "Neben der Liebe", "Die schöne Frau", несколько пьес на венском диалекте ("Tschaperl", "Josephine"), пьесу из венских нравов "Der Star". Во всех этих произведениях сказывается большая виртуозность в воссоздании душевных эмоций, большая художественность стиля, страстное искание новых красот. Особенного внимания заслуживают среди "венских романов" Б. роман "Театр", заключающий в себе тонкие суждения о закулисной атмосфере и нравах и о психологии актеров. Теоретические рассуждения Б. о сцене "Wiener Theater", "Kritiken", "Dialog vom Tragischen". За последние годы им написаны три драмы: "Der Apostel", "Der Meister", "Der Athlet", в которых сильно сказывается ницшеанское учение о сверхчеловеке и проповедуется неограниченная свобода личности, разбивающая все общепризнанные устои морали. Во всех этих пьесах буржуазное общество, с его насилием над индивидуальной свободой, изображено в сатирическом освещении. Пьесы Б. пользуются успехом на русских сценах.З. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.