Секулярные игры


Секулярные игры
(Ludi Saeculares или Tarentini) — y древних римлян празднество, учрежденное, по преданию, в 249 г. до Р. Хр. по поводу случившихся в этом году небесных знамений. Квиндецемвиры объявили, что если римляне хотят успешно вести войну с Карфагеном (в это время как раз была в разгаре I пуническая война), то они должны отпраздновать тарентинские игры на Марсовом поле в течение трех ночей и трех дней сряду в честь Плутона и Прозерпины и повторять эти игры через каждые сто лет. Вследствие этого консул П. Клавдий Пульхер отпраздновал игры с принесением в жертву животных и пением торжественного гимна. Относительно культового характера и значения С. игр существовало в древности и существует в настоящее время большое разнообразие мнений; много противоречивых толкований возбуждает само слово saeculum. Древние писатели сообщают противоречивые хронологические данные относительно празднования первых игр. Промежутки между действительно происходившими играми были разные и колебались между 63 и 129 годами. Тот факт, что С. игры были учреждены по указанию сивиллиных книг, что они были посвящены божествам Диту (Плутону) и Прозерпине и что они праздновались в "Таренте" (местность на Марсовом поле), доказывает, что они имели отношение к греческому культу, хотя при Августе и позднее жертвы приносились и другим богам, напр. Аполлону, Диане, Юпитеру, Юноне. Южно-итальянские и сицилийские города не раз служили для Рима посредниками при передаче греческих культов; немало влиял на разные стороны римской религии именно Тарент, особенно после покорения его римлянами (в 272 г.). Перед наступлением С. игр герольды приглашали народ присутствовать на зрелище, которого никогда не видели и впредь не увидят, после чего квиндецемвиры в Капитолийском храме Юпитера и Палатинском храме Аполлона раздавали присутствовавшим (рабы исключались) очистительные средства (καθάρσια, Suffimenta), a именно факелы, серу и горную смолу. В тех же храмах. а также в Авентинском храме Дианы раздавались народу ячмень, пшеница и бобы для жертвоприношения. Празднества продолжались двое суток. Образец исполнявшегося при этом гимна, называвшегося Carmen Saeculare, мы имеем среди стихотворений Горация. Средоточием культа во время С. игр служил жертвенник Плутона и Прозерпины, который в непраздничное время был глубоко зарыт в землю. Согласно указанию Сивиллиных книг, римляне должны были выкапывать упомянутый жертвенник каждые 100 лет с тем, чтобы хоронить (condere) в этой гробнице тот столетний период времени (так наз. великий год), который принимался за продолжительный срок жизни одного человеческого поколения (праздник имел двойственный характер: грустный, поскольку он символизировал похороны великого года, и веселый, поскольку нарождение нового века вызывало радость в чающих обновления жизни и возвращения на землю золотого века). Вторые С. игры были отпразднованы в 146 г. до Р. Хр., третьи — в 17 г. до Р. Хр. В императорскую эпоху С. игры происходили в 47 г. по Р. Хр., при Клавдии (по случаю исполнения 800 лет с основания города), в 87 г., при Домициане, в 147 г., при Антонине Пии (по случаю 900-летней годовщины с основания Рима), в 204 г., при Септимии Севере. Последние С. игры, о которых сообщает история императорского Рима, были устроены Филиппом в 247 г. до Р. Хр., в день 1000-летнего юбилея города Рима. В средние века, со времени папы Бонифация VIII (1300), С. игры праздновались как папские юбилеи (см.).
Литература. Roth, "Ueber die Römischen Säcularspiele" ("Rheinisch. Museum", VIII, 1853, стр. 365 — 376); Schoemann, "De Romanorum anno saeculari" (Грейфсв., 1856); Mommsen, комментированное издание актов пятых и седьмых С. игр в "Monumenti antichi, pubbl. per cura d. R. Accad. dei Lincei" (Милан, 1891. т. I) и в "Ephemeris epigr." (Б., 1892, т. VIII, вып. 2); Boissier, "Les jeux séculaires d'Auguste" (в "Revue des deux mondes", т. 110, 1892); Wissowa, "Die Säcularfeier des Augustus" (Марбург, 1894); Fr. Schöll, "Die Säcularfeier des Augustus und das Festgedicht des Horaz" (в "Deutsche Rundschau", 723, стр. 54,1 897); Vahlen, "Ueber das Säculargedicht des Horatius" ("Sitzungsber. der preuss. Akad.", стр. 1005, 1892); Christ, "Horatiana IV: Das carmen saeculare und die neuaufgefundenea Säcularakten" ("Sitzungsber. der Münchner Acad.", т. 1, стр. 136, 1893); Lafaye, "Sur le carmen Saeculare d'Horace" ("Revue de philol.", 718, стр. 126, 1894); Waltz, "Le carmen Saeculare d'Horace" (ib, 18, стр. 114, 1894). Базилер, "Древнеримские С. игры" ("Ж. М. Н. Пр.", 1897, кн. 5, 6, 11); 3елинский, "Quaestions comicae" (Quaestio, V, 1886; "Ж. M. H. Пр.", дек.); его же, "Первое светопреставление" ("Вестник всемирной истории", 1899, дек.).
Н. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Секулярные игры" в других словарях:

  • Секулярные игры — Терентинские игры (или Тарентинские, Ludi Terentini или Tarentini) в древнем Риме справлялись на Марсовом поле, на так называемом Tarentum или Terentum, над подземным алтарём, который был посвящён Диту и Прозерпине. Имя «тарент» удостоверено… …   Википедия

  • Секулярные игры —         (лат. ludi saeculares), рим. праздник, заключающий saeculum (столетний цикл). Он проводился в 249 и 149 до н. э. как искупительный праздник, сопровождавшийся ночными жертвоприношениями силам подземного мира, и должен был знаменовать собою …   Словарь античности

  • Игры римские —    зрелища, к рые приурочивались в Др. Риме к гор. праздникам. И. р. делились на регулярные и устраиваемые по случаю. Среди регулярных И. самыми древ, были, по вид., Римские (Великие), к рые из дававшихся по обету становятся регулярными не… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • ДРЕВНИЙ РИМ — Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… …   Православная энциклопедия

  • Домициан — В Википедии есть статьи о других людях с именем Домициан. Тит Флавий Домициан лат. Titus Flavius Domitianus …   Википедия

  • Язычество греко-римское — § 1) Анимизм в тесном смысле слова (культ душ). Древнейшей ступенью греко римской религии мы должны признать ту, которая является для нее общей с большей частью первобытных религий не только европейских, но и других народностей; это культ душ… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Рим Древний — (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем ‒ средиземноморская держава, включавшая западную и юго… …   Большая советская энциклопедия

  • Рим — I         Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… …   Большая советская энциклопедия

  • Публий Корнелий Тацит — Запрос «Тацит» перенаправляется сюда; о римском императоре см. Марк Клавдий Тацит. Публий Корнелий Тацит Публий или Гай Корнелий Т …   Википедия

  • Праздники Древнего Рима — Содержание 1 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.