Святые места

Святые места
(нем. heilige Stätten, франц. lieux saints) — так называются некоторые места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, Назарете и т. д., ставшие святынями христианской церкви благодаря связи, которую они, по Св. Писанию или по преданию, имеют с событиями земной жизни Господа И. Христа. Важнейшими из мест являются Гроб Господень в Иерусалиме и церковь в Вифлееме с пещерой, где родился И. Христос. До крестовых походов единственными обладателями С. мест являлись церковные общины Востока — греко-православная, армянская, сирийско-якобитская, коптская и абиссинская; после крестовых походов С. места перешли в руки римско-католиков, или латинян. Когда, в 1187 г., Иерусалим вновь был занят мусульманами, султан Саладин овладел как ключами Гроба Господня, так и прочими С. местами, и лишь впоследствии постепенно удалось латинянам и грекам, пользуясь благоприятными обстоятельствами, получить право владения С. местами. В 1230 т. папа Григорий IX назначил францисканцев стражами С. мест. С XVI века Франция стала защитницей римско-католической церкви на Востоке и добилась от Порты подтверждения прав францисканцев на владение С. местами. Между латинянами и греками с давних пор происходило соперничество по поводу различных льгот и преимуществ, которыми пользовались последователи обоих исповеданий при посещении С. мест. Споры их затрудняли Порту, которая решала дела то в пользу одной, то в пользу другой стороны и часто вызывала неудовольствие обеих. В 1740 г. Франция добилась от султана для латинской церкви новых привилегий, в ущерб православию; но затем, при равнодушии французов к религиозным делам, грекам удалось получить от визирей большую часть церкви Св. Гроба, церковь в Вифлееме и один из трех ключей от пещеры, где родился И. Христос. Когда, в 1808 г., церковь над Гробом Господним сгорела, греки взяли на себя сооружение нового храма и сделались единственными владельцами большей его части. В XIX в. Россия выступает в качестве покровительницы всех греко-правосл. христиан на Востоке и предъявляет требование на обладание ключом от церкви Св. Гроба. Этому воспротивилась Франция, которая в 1850 г. потребовала, на основании договора 1740 г., чтобы католическому духовенству была возвращена большая церковь в Вифлееме, с правом поставить там новую звезду, переменить ковры в вертепе и вообще иметь в исключительном владении гробницу Пресв. Богородицы и камень помазания; вместе с тем Франция присвоивала себе право сделать необходимые починки в большом куполе церкви Воскресения и восстановить в ней все, как было до пожара 1808 г. Вследствие возражений России, Порта обещала грекам дать право совершать литургию в церкви Вознесения, до того времени принадлежавшей исключительно католикам; грекам предоставлено было также возобновить купол без вмешательства католиков, но последним было разрешено отправлять службу в вертепе Гефсимании, и они получили право, наравне с греками и армянами, иметь ключи от юго-вост. и сев. врат большой Вифлеемской церкви. Вскоре, однако, Турция, под влиянием Франции, уклонилась от исполнения данных России обещаний. Это вызвало прекращение дипломатических сношений между Россией и Турцией, а затем восточную войну 1853—55 г., вследствие нсудачного исхода которой требования России остались неисполненными. В 1868—69 гг. Россия, вместе с Францией, возобновила купол над Св. Гробом, после чего и Россия получила право владения церковью Св. Гроба. В настоящее время различные права на церковь Гроба Господня представляются в следующом виде: султан, в качестве государя, считает себя владельцем земли под церковью и воздуха над церковью; ключи от церкви находятся в руках магометан; они же охраняют здание церкви и наблюдают за порядком внутри здания. Сама церковь образует общую собственность (condomimum) шести вероисповеданий; главными собственниками являются три привилегированных вероисповедания в Иерусалиме — латиняне, греки и армяне; меньшие права имеют копты, якобиты и абиссинцы. Церковь в Вифлееме принадлежит грекам; что касается пещеры, то на нее предъявляют притязание как восточная церковь, так и латиняне. Вообще, в вопросе об обладании С. местами следует различать общее владение, исключительное владение и право пользования. Берлинский конгресс 1878 г. постановил, что относительно С. мест должно быть сохранено status quo.
Ср. E. Charrière, "Négociations de la France dans le Levant etc." (П., 1847—60); F. A. и O. Strauss, "Die Länder und Stätten der Heiligen Schrift" (2 изд., Лпц., 1877); F. von Bamberg, "Geschichte der orient. Angelegenheit" (Б., 1892); В. Михайловский, "Святый град Иерусалим" (СПб., 1883); его же, "Спутник православного поклонника в Св. Землю" (вып. II, СПб., 1887); "Святая Земля. Путеводитель и указатель по святым и достопримечательным местам в Палестине" (М., 1890); "Святая Земля и ее достопримечательности" (СПб., 1886).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Святые места" в других словарях:

  • Святые места — название некоторых мест и зданий в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, Назарете и др., связанных, согласно Священному Писанию и Священному Преданию, с событиями земной жизни Иисуса Христа и почитаемых святынями христианской церковью.… …   Исторический словарь

  • Святые места — СВЯТОЙ, ая, ое; свят, свята, свято. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Святые места — Карта Святой Земли, 1759 год. Святая Земля  часть территорий современного Государства Израиль (до 1948 года  Палестины). Является центром трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама. Содержание 1 В иудаизме …   Википедия

  • Святые места — название некоторых мест и зданий в Иерусалиме и его окрестностях, Вифлееме, и другие., связанных, согласно Священному Писанию и Священному Преданию, с событиями земной жизни Иисуса Христа и почитаемых святынями христианской церковью. Важнейшими… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Святые места — места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Важнейшими из них являются Гроб Господень в Иерусалиме и церковь в Вифлееме, где родился Иисус Христос …   Православный энциклопедический словарь

  • СВЯТЫЕ МЕСТА — места, связанные, согласно религ. представлениям, с деяниями богов и святых, теми или иными событиями «св. истории», различными чудо творениями и являющиеся объектами поклонения верующих, совершающих паломничество к ним. С. м. имеются практически …   Атеистический словарь

  • Святые места —  ♦ (ENG holy places)    места на Святой земле, связанные с Иисусом. Наиболее почитаемы: Сионская горница, Via Dolorosa (Крестный путь), церковь Святого Гроба Господня, Масличная гора. Эти места посещаются христианскими паломниками …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Святые места — – название мест Рождения, земной жизни и страдания Иисуса Христа в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме и др. Православная церковь считает главнейшими из С. М. Гроб Господень в Иерусалиме и место, где родился Иисус Христос – пещера с церковью …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Святые места Москвы — неофициальное и вполне произвольное общее именование некоторых объектов, с которыми связано особое почитание со стороны религиозного народа в Москве; обычно таковыми считают монастыри, некоторые храмы, некоторые могилы праведников. Прежде всего,… …   Википедия

  • Святые места Русской православной церкви — неофициальное и достаточно произвольное общее именование некоторых объектов, с которыми связано особое почитание со стороны православного народа на территории канонической юрисдикции Русской Православной Церкви; обычно таковыми считают некоторые… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Святые места» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»