- Сансовино
-
Андреа (Sansovino, 1460—1529), собственно А. Контуччи, прозванный С. по месту своего рождения, тосканскому городку Монте-Сансовино, знаменитый скульптор и архитектор. Под руководством скульптора-литейщика Ант. Поллайуоло, во Флоренции, а также благодаря своим занятиям в садах Медичи, наполненных образцовыми памятниками античного ваяния, С. вскоре занял видное место среди художников. Первыми замечательными его произведениями были терракотовое украшение алтаря, изготовленное для црк. Санта-Агата в Монте-Сансавино со статуями св. Лаврентия, Севастиана и Роха и другой алтарь, в црк. Сан-Спирито во Флоренции, с круглыми фигурами ап. Иоанна и Матфея, Младенца-Христа и двух ангелов и несколькими барельефами (Благовещение, Коронование Богородицы и др.). Около 1491 г. С. был приглашен португальским королем в Лиссабон, где провел девять лет, занимаясь разными работами и построил, между прочим, роскошный дворец для короля, исполнил резной из дерева алтарь с фигурами апостолов и пророков и терракотовый рельеф "Победа над сарацинами", находящиеся в монастыре св. Марка, в Коимбре. В 1500 г. во Флоренции С. принялся за изготовление мраморной группы "Крещение Господне" над восточным порталом тамошнего соборного баптистерия, которая считается лучшим произведением художника. С. был отвлечен от труда над ней заказом группы Мадонны с Младенцами Христом и Иоанном для генуэзского собора, а затем, в Риме — сооружением надгробных памятников кардиналам Бассо и Сфорце, в хоре црк. С.-Мариа-дель-Пополо — великолепнейших из всех монументов подобного рода, какие только существуют в Риме. В 1512 г. С. исполнил мраморную группу св. Анны и Богородицы с Младенцем-Христом на руках, в римской црк. С.-Агостино. Последним плодом деятельности С. было украшение по поручению папы Льва X "Святого Дома" в Лорето статуями пророков и сибилл и рядом барельефов, изображающих эпизоды из жития Богородицы и земной жизни Спасителя. Из этих скульптур самим С. изваяны только статуя пр. Иеремии и барельеф "Благовещение", а прочие исполнены по его моделям и рисункам другими художниками; однако все они красноречиво свидетельствуют о его высоком таланте, о его тонком, чисто рафаэлевском чувстве красоты, мастерстве передавать формы и движение, основанном на изучении антиков и натуры, уменье соединять естественность экспрессии с ее благородством. В отношении этих качеств С. приближается к Рафаэлю и занимает между скульпторами цветущей поры итальянского Возрождения почти такое же место, какое принадлежит великому урбинцу между живописцами. Подобно этому последнему, он образовал многих учеников, из которых главные — Якопо Татти, Джир. Ломбардо, Сим. Чоли, Доменико и Леон. дель-Таско. — Cp. A. Rosenberg, "Andrea und Jacopo Sansovino" (в R. Dohme, "Kunst und Künstler des Mittelalters und der Neuzeit", III т., Лейпциг, 1879) и Schönfeld, "Andrea S. und seine Schule (Штутгарт, 1881).А. С—в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.