- Самоистребление
-
в русском расколе — зародилось в XVII в., в той части беспоповщины, которая с течением времени получила наименование нетовщины. Если нет на земле священства и таинств, то как возможно спастись? Отвечая на этот вопрос, одна часть нетовщины нашла исход в уповании на милость Божию (см. Спасово согласие), а другая остановилась исключительно на идее личного подвига, личного самоотречения, понимаемого в виде лишения себя жизни. Капитон (см.) первый стал отрицать необходимость духовного чина, первый возвестил о подвижничестве как средстве для спасения. Идея подвижничества у него выразилась особенно в постничестве. Это начало довел до конечных выводов некий "мужик-неук" Василий Волосатый, уроженец Юрьевского уезда; он стал проповедовать "пощение до смерти". Так зародилось С. в первом его виде — самоуморении. Несколько иной смысл С. получает в среде "правоверного" старообрядства. В основу доктрины полагается мысль о наступлении царства антихриста. С. понималось как средство цело соблюсти веру, сохранить ризу крещения от осквернения, не погубить плодов покаяния. Требование С. считалось обязательным для каждого, потому что никак-де нельзя избежать печати антихриста, "ятый же на мучение" и открыто покоряется антихристу. Аввакум предлагал С. только избранным, как "самовольное мученичество", причем оправдывал его исключительно лишь святоподобиями. Взгляд этот был более умеренным, но оказывался менее последовательным и менее убедительным, отчего самостоятельность его сразу и теряется. Другие виды С. были самозаклание, самоутопление и самосожжение. Жертвы самосожжений считались тысячами; к самозакланию прибегали только в отдельных случаях. В 1691 г. по случаю ожидания кончины мира многие погибли в гробах и могилах. Самоуморение началось в нынешней Владимирской губ., в Вязниках, скоро оно проникло в другие места и более всего укрепилось в Нижегородской обл.: особенно известные "морильни" были настроены в Чорнораменских лесах, по Ветлуге. Первый случай самосожжения был в Нижегородской области: в 1672 г. сгорело раскольников "тысячи с две". В 1679 г., в ночь на 6 января, произошло самосожжение в Тобольском у., на речке Березовке, по уговору тюменского попа Дометиана, в иночестве Даниила; вместе с ним сгорело 1700 человек. В нынешней Ярославской губ. в "пределах града" Романова, в волости Пошехонье, самосожжения ("гари") начались, вероятно, в конце 1670-х годов и никак не позже начала 1680-х годов. Здесь действовали: Поликарп Петров, уроженец романовский, Семен, "новопоставленный" поп пошехонский; "мужик" Семен — пророк, подьячий Иван Григорьев и некий Андрей Окунь. "Весь" Романов согласился было идти "в огонь" или "в воду", и только удачное вмешательство противников С. помешало осуществлению этого намерения; все-таки сожигатели спалили здесь на самых первых порах не менее четырех тысяч "жертв". При взгляде на С. как на средство избежать печати антихриста случаи его не могли не умножиться после издания строгого указа 1685 г., в котором о проповедниках самосожигательств было упомянуто особо и велено было сжигать их. В 1687 г. в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи человек с некиим Пименом во главе; в том же году в Палеостровском м-ре, в северной части Онежского озера, инок Игнатий и 2700 раскольников сожгли себя на глазах явившихся за ними властей. В 1693 г. толпа вооруженных раскольников, разгромив церковь Пудожского погоста, заперлась в четырех укрепленных избах деревни Строкиной. Стрельцы бросились было рубить избы, но раскольники сами зажглись в них и сгорели все в числе 800 чел. Вскоре после возникновения С. оно сделалось предметом полемики среди раскола. Благодаря изданию X. Лопаревым (СПб., 1895) вновь найденного памятника "Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей" мы знаем, что борьба против "самоубийственных смертей" началась при самом появлении их, продолжалась долго и ведена была упорно. В "Отразительном писании" указываются главные противники С., из которых одни влияли своим авторитетом, другие понесли на себе много личного труда. Энергично ратовал против С. автор "Писания" старец Ефросин, современник первых расколоучителей, ученик игумена Досифея, имевший много учеников и последователей, выделившихся даже в особый, как тогда называли, "скит" или "станицу" его имени — евфросиновщину. Еще в половине 70-х годов он написал по поручению Досифея опровержение на "епистолию" новгородского проповедника самосожжения Ивана Коломенского. Позднее энергичная деятельность Поликарпа Петрова вызвала Евфросина на "велие взыскание", плодом которого и было "Отразительное писание", появившеееся в свет в 1691 г. С., однако, не прекратилось. В конце XVII в. сжег себя с 100 приверженцами князь Петр Петр. Мышецкий, преследуемый правительством за распространение слуха, что царь Петр — антихрист. В 1723 г. в Устюжской епархии сожглось 25 человек; в 1724 г. в Тюменском у. собралось для самосожжения 190 раскольников, но из них сожглись 145 чел., а остальные 45 разбежались; в 1734 г. в Поромском скиту (Каргопольского уезда), населенном беспоповцами, сожглось до 200 раскольников, большою частью старых, дряхлых и малолетних, на глазах "рассыльщика" Манькова, командированного властями, чтобы забрать оставшихся в скиту раскольников; в 1743 г. на реке Умбе близ выговских скитов сжег себя основатель филипповской секты старец Филипп с 70 последователями, в 1782 г. по "прельщению" крестьянина Михаила Мензелина утопилось в озере Сазызыкуле (в Сибири) 53 чел. Было немало и других случаев этого рода. Спорным является вопрос о значении преследований в истории С. Существует мнение, что С. было выходом из неравной борьбы с сильнейшею властью; но этим не объясняются те многочисленные случаи С., которые не были вызваны никакими преследованиями. Противоположный взгляд, совершенно отрицающий значение гонений, также не может быть признан вполне убедительным: известны случаи, когда С. происходили только при условии наличного преследования. Более вероятно предположение, что было два периода самоубийственных смертей: начальный, когда люди губили себя единственно по убеждению своих учителей, и последующий, когда правительство стало высылать войска против ослушных, этим самым приводя их к решимости умереть. Для правильного разрешения вопроса необходимо, однако, иметь в виду исходную точку доктрины С. Антихрист имеет воздвигнуть гонение; его гонение будет в последнее время. Последнее время, антихрист, гонения его — понятия нераздельные. Учение самоистребителей неизбежно трактует о преследованиях; именно они служили главным доказательством приближения кончины мира с ее последствиями. Сибирские самосожженцы, приготовясь к смерти, писали царю Феодору Алексеевичу: "аще хотя единого от нас человека на истязание о старом благочестии возмешь, государь, и мы все единодушно пострадати хощем; аще плотию разно, а духом вместе — он станет в Тобольске страдать, а мы здесь гореть". Это значит, что если С. не могли происходить помимо мысли о преследованиях, то могли повторяться помимо наличного факта преследования. Отсюда понятно, почему сгоревшие без преследований все-таки считались мучениками за веру. Случаи С. не прекращались и в XIX веке; так, напр., не говоря уже о единичных случаях С., в 1827 г. около 60 чел. нетовцев из жителей села Копен Аткарского уезда Саратовской губ. решились добровольно умереть: 35 чел. из них были убиты. В 1860 г. в Олонецкой губ. 15 чел. раскольников, в том числе женщины с малолетними детьми, сожглись в лесу, в срубе. Еще недавно произошел поразительный факт погребения заживо раскольников в Днестровских плавнях Тираспольского уезда Херсонской губ. Все они принадлежали к согласию противуокружников-метрикоборов, которые считают отступлением от веры записывание в метрические книги. Руководительницею их была инокиня-схимница Виталия, жившая в скиту возле села Терновки. Виталия проповедовала в своем обществе приближение царства антихристова и кончины мира, имеющей последовать (как учат многие раскольники) в настоящую "осмую тысящу лет". Объявление о предстоящей всеобщей народной переписи служило для нее несомненным тому признаком, и она постоянно проповедовала об ожидающих "христиан" страшных мучениях от антихриста. Тех, которые опасались не перенести ожидаемых гонений и не устоять против записки в списки, т. е. против принятия печати антихриста, — тех она благословляла ради спасения похорониться заживо. Погребения живых людей, даже детей и младенцев (23 и 27 декабря 1896 г., с 10 на 11 февраля 1897 г.), по благословению Виталии совершал Федор Ковалев. Сама Виталия с несколькими иноками и инокинями решилась идти на муки: она подала переписчику письменный отзыв, в котором говорилось: "Ваш новый устав и метрики отчуждают нас от Христа и от истинныя христианския веры и приводят в самоотвержение отечества, а наше отечество Христос... Посему отвещаем вам вкратце окончательно, что мы от истинного Господа Нашего Исуса Христа отвержения не хощем... А вашим новым законам повиноватися никогда не можем; но желаем паче за Христа умрети". Заключенные в острог, они решили уморить себя голодом. Освобожденные из заключения, они в ночь на 27 февр. 1897 г. по их желанию живыми были зарыты Ковалевым. Всего погребено заживо 25 раскольников: 6 монашествующих и 19 мирян. См. И. Я. Сырцов, "Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII стол." (Тобольск, 1888); И. М. Добротворский, "О самосожигательстве раскольников" ("Православный собеседник", 1861, № 4); И. Нильский, "Несколько слов о самосожигательстве у раскольников" ("Христ. чтение", 1864., т. I); В. Г. Есипов, "Самосожигатели" ("Отеч. записки", 1863, № 2); А. Пругавин, "Самоистребление. Проявление аскетизма и фанатизма в расколе" ("Русская мысль", 1885, №№ 1, 2 и 7); Д. И. Сапожников, "Самосожжение в русском расколе" (со второй полов. XVII в. до конца XVIII; М., 1891); П. С. Смирнов, "Происхождение самоистребления в русском расколе" ("Христианское чтение", 1895, I, 617—635; II, 170—99); П. С. Соколов, "Копенские происшествия 1802 и 1827 гг." ("Христ. чтение", 1896, кн. 5); свящ. М. Вижевский, "О расколе в Тираспольском уезде Херсонской губ. и заживо похороненных здесь раскольниках" ("Братское слово", т. II, 1897); "К вопросу о заживо похороненных раскольниках Тираспольского уезда" (ib.); "К вопросу о тираспольских изуверах" (ib.).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.