Резное искусство*

Резное искусство*
— Под Р. искусством в тесном смысле подразумевают художественную резьбу по дереву с целью получения различных украшений и изящных изделий, каковы: узоры для мебели, капители для колонн, барельефы, арабески, резные карнизы для рам, деревянные статуи, головки и т. п. Инструменты, употребляющиеся для Р. дела, представляют собой маленькие долота из тонкой стали, длиной в 3—3½ дюйма от лезвия до точеной рукоятки в 3—3½ дюйма длины (фиг. 1).



Фиг. 1.

Лезвия инструментов имеют различную форму, как на фиг. 2, которая изображает концы важнейших инструментов в их натуральную величину. Инструменты, представленные на фиг. 3 — изогнутые, — для того, чтобы можно было работать в больших углублениях [Эти "рейсмусы" (вероятно, от нем. Geissfuss) служат для резьбы на плоскости; для рельефных фигур наши кустари употребляют еще разной формы ножички.].



Фиг. 2.



Фиг. 3. Фиг. 4.

Необходимое условие для правильной работы — поддерживать инструмент в совершенно остром состоянии во время самой работы. Для этого лучше всего употреблять небольшой ремень, смазанный салом и посыпанный мелким наждаком, но точить инструмент нужно на маленьких брусочках с округленными или заостренными краями, чтобы окончательно оттачивать кривые инструменты с обеих сторон; инструмент с угловым лезвием требует особой осторожности при точении, иначе на нем легко образуются зазубрины; самый угол следует слегка закруглить. При грубой работе употребляют большие резцы и загоняют их в дерево деревянными колотушками или танками, чтобы работать быстрее и снимать более толстые стружки; при окончательной же отделке употребляют более мелкие резцы и работают ими надавливанием от руки. С помощью рашпилей обрабатываются обыкновенно большие поверхности, которые резцами трудно обработать гладко; для этого употребляют прямые (плоские, полукруглые), а также изогнутые рашпили (фиг. 4). Этими последними обрабатываются углубления. Для придания большей гладкости Р. украшениям, их иногда шлифуют стеклянной или песочной бумагой. Другие инструменты, употребляемые резчиками — пилы, циркули, рейсмусы, малки, ярунки и проч., — ничем не отличаются от таких же столярных (см.). При изготовлении тонких и мелких частей, например гирлянды листьев из плюща и т. п., дерево привинчивают снизу или приклеивают, с прокладкой листа бумаги, к особой доске, которая привинчена посередине к верстаку особым винтом с гайкой, чтобы работу удобно было поворачивать. Для Р. работ лучше всего годятся породы деревьев умеренно-твердые, с тонкими и равномерными волокнами. Чаще всего употребляют липу, а для более дорогих изделий — грушевое дерево, яблонь, сливу, ореховое дерево, кедр, черное дерево, красное и др. Дуб, вследствие своих грубых волокон и значительной твердости, режется труднее и употребляется преимущественно для более крупных изделий, от которых требуется прочность и долговечность. Резчик должен предварительно приготовить чертеж работы, а иногда и шаблон; для сложных фигурных частей, например для статуэток, головок и проч., необходимо приготовить точную модель из глины, гипса или воска, по которой резчик уже и работает. Уменье рисовать оказывается необходимым. Укрепив надлежащим образом обрабатываемый предмет к верстаку, резчик приступает к грубому резанию, т. е. удалению значительных излишков дерева. Работа эта должна вестись осторожно, чтобы не снять лишнего дерева и тем не испортить поделку. Если имеются слишком выступающие отдельные части, то их легче наклеить, чем снимать большую массу дерева. Для больших поделок часто приходится склеивать дерево из нескольких частей. Работа облегчается отметкой на поверхности резьбы красным карандашом мест, которые останутся, и синим тех, которые должны быть срезаны. Переходя затем к тонкой отделке, употребляют более или менее изогнутые инструменты, согласно с изогнутой формой поверхности. Надо всегда стараться резать вдоль волокон дерева, так как иначе поверхность выходит неровной. Красиво, если окончательная отделка велась только одними железками, без помощи рашпилей, стеклянной бумаги и т. п., так как способ окончательной отделки остается виден и по окончании всех работ. Если употребляют песочную бумагу, то следует остерегаться после этого дотрагиваться до работы инструментами, потому что они тупятся от мелкого песка, остающегося на поверхности дерева. В последнее время для получения Р. изделий стали применять различные машины, которые могут оказать большие услуги в тех случаях, когда приходится производить много совершенно одинаковых изделий и притом несложных рисунков. К подобным машинам принадлежат фрезерный станок и копировально-скульпторная машина (см. Столярное дело). Изящные изделия могут быть получены также на фрезерно-токарном станке (см. Токарное дело). Фрезерный станок дает возможность изготовить целый ряд довольно сложных и красивых частей, которые находят обширное применение в мебельном деле; копировальная машина дает возможность изготовить медальоны и разные др. Р. украшения.

Ср. Песоцкий, "Специальное руководство по механической обработке дерева" (1895); "Кустарные ремесла" (кн. 3: "Выпиливание и резьба по дереву", изд. Мин. земледелия и государственных имуществ, 1896); Stockbauer, "Die Holzschnitzerei" (1887); Max Metzger, "Handbuch der Holzbildhauerei" (1892); Lacombe, "Sculpture sur bois suivi du découpage des bois" (1886).

А. Пресс. Δ .


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Резное искусство*" в других словарях:

  • Резное искусство — Под Р. искусством в тесном смысле подразумевают художественную резьбу по дереву с целью получения различных украшений и изящных изделий, каковы: узоры для мебели, капители для колонн, барельефы, арабески, резные карнизы для рам, деревянные статуи …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство — Фрагмент стены крепости Саксауаман, близ Куско (Перу). XV в. Культура инков. Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. История архитектуры стран Латинской Америки расчленяется на 3 периода: древний (доиспанский),… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Распятие (декоративно-прикладное искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Распятие (значения). Резное деревянное распятие, Оропа (Италия) Распятие  …   Википедия

  • Ювелирное искусство Океании — Зарисовка XIX в.  хей тики новозеландских маори. Ювелирное искусство Океании зародилось позднее, чем в других областях из за относительно недавнего возникновения человеческого сообщества на её территориях. Первые полин …   Википедия

  • Ангола. Архитектура и изобразительное искусство — Сиденье с кариатидами. Музей человека. Париж. Сельские поселения А. имеют круговую планировку: в центре  помещение для собрания («чота»), вокруг него  жилые дома, позади которых расположены хозяйственные постройки. Жилые дома прямоугольные (реже… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Берег Слоновой Кости. Архитектура и изобразительное искусство — Хижины местного населения. У народов южной, лесной части страны строятся прямоугольные деревянные жилища с двускатной крышей из пальмовых ветвей. У народов бауле и аньи овальные в плане дома окружены навесом. На северо западе распространены… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Художественная промышленность — соединение искусства с промышленными производствами. Различие между чистым искусством и этим прикладным установилось только в новейшие времена. Оно отличается некоторой условностью; во многих случаях затруднительно определить, где кончается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • резно́й — ая, ое. 1. Относящийся к резанию, резьбе (в 1 знач.). Резное отделение. Резное искусство. 2. Сделанный путем резьбы (в 1 знач.); вырезанный. [Стыров:] Не сыграем ли в шахматы? Мне прислали недавно резные, превосходной работы. А. Островский,… …   Малый академический словарь

  • Мебельное производство — Между столярными изделиями наибольшее значение имеет мебель, которая требует со стороны рабочих особого искусства, в особенности высокие сорта. Столяры, занимающиеся изготовлением изящной мебели, называются краснодеревцами; название это произошло …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СКУЛЬПТУРА —    • Sculptūra,          (ваятельное и резное искусство), см. Sculptores, Скульпторы …   Реальный словарь классических древностей


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»