Посейдон

Посейдон
(Ποσειδών; много вариантов — Ποσοιδάν и др.) — в греческой мифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует из корня ποτ, встречающегося в греческих словах ποτος, ποτίζω, ποτ'αμός, в лат. poto и т. д. П. олицетворял собой элемент влаги, окружающий, поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжении греческого мира как исконный национальный бог. В эпосе П. — владыка моря, сын Крона и Реи (по Гомеру — младший брат Зевса, по Гезиоду — старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями и богатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его дворец находится на дне морском, близ Эг (Αίγαί), на северном берегу Пелопоннеса; там же было и другое место его культа (ахейского и ионического) — Гелика, позднее уничтоженная землетрясением (некоторые предполагали г. Эги на берегу Евбеи, или Эолиды, против Митилены). Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу, запряженную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами; морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие. Символы его могущества — трезубец, бык, дельфин и конь. Трезубцем он укрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скал источники; "τρίαινα" — первоначально острога (гарпун) рыболова при охоте на дельфинов или тунцов — соответствует в его руках молнии в руках Зевса. Бык (черный) — животное, посвященное П. — олицетворяет собой ярость и бурную силу потока; в связи с этим эпитет П. — ταόρεος, состязания быков, устраивавшиеся в честь П. (в Фессалии и Ефесе), принесение в жертву быков; ταόροι назывались в Ефесе мальчики, прислуживавшие на празднике П. Дельфин символизирует собой спокойствие водной стихии; в связи с этим находится представление земли, покоящейся на воде, и эпитеты бога γαιήοχος, άσφάλιος. В символе коня сказывается то же бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе быка. Культ П. был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразились в более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления) и при море — т. е. во всей Элладе, с материком и островами. П. чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была образована Темпейская долина; это был минийский (эолический) культ, представители которого считались славными наездниками и мореплавателями. Другим центром почитания П. был Коринф. перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене, Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался как бог рек и коней, в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о П. примыкают к циклу аттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый — героизированный П. На афинском акрополе был источник, образованный, по преданию, трезубцем П. (памятник его борьбы с национальной богиней Аттики). По мере основания колоний культ П. распространялся все шире и сделался повсеместным. В некоторых местностях он слился с туземными культами — напр., культ лелего-карийского П. Основная черта, отличающая П. в мифах — это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием. Он состязается из-за обладания землей с Палладой (Афины, Трезен), Гелиосом (Коринф), Герой (Аргос), Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы). Та же дикая и необузданная сила отличает и его потомство (Полифем, Антей, Бузирис, Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года — Посейдеон (перед зимним солнцеворотом). Посылая бури и крушения, П. также успокаивает море (П.- άσφάλιος), так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство, война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель(ένοίχθων), он чтился в Спарте, Арголиде, на Спорадских о-вах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него о-в Нисир. Но с разрушительной силой он соединяет созидательную: ему приписывается постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте. Внутри страны ему поклонялись как богу пресных вод — рек, озер, источников и связанного с ними плодородия (П. χρηνούχος, έπιλίμνιος, φυτάλμιος); в этом отношении П. разделяет свойства Диониса (на островах) и Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела на свет Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, П. был покровителем рода; он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался родоначальником многих (преимущественно ионийских) фамилий. Весьма важную роль в сказаниях и культе П. играл конь, сотворенный им из скалы ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт — сыновья П. — были вскормлены кобыльим молоком. Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем; его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом деме Колоне П. почитался как усмиритель коней (П. δαμαίος), наряду с Палладой; конные состязания происходили и на истмийских играх, учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства П. изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), причем приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и чудовищ или на быке, или на коне. Его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса. У римлян П. соответствовал Нептун (см.). Ср. Preller, "Griechische Mythologie" (1894, т. I, 566 — 596), Welcker, "Griechische Götterlehre" (т. I, 622 — 643; т. II, 671 — 680; Panofka, "Poseidon u. Dionisos" (Б., 1845); Gerhard, "Wesen, Ursprung und Geltung des P." (Б., 1851); Eschweiler, "De nomine mythologico P." (Рост., 1869); Overbeck, "Griechische Kunstmythologie" (Лпц., т. II, 1875); Holba, "Ueber das Wesen Poseidons" (1886).
Н. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Посейдон" в других словарях:

  • Посейдон — (Ποσειδω̃ν, Neptunus). Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, получивший после победы над титанами господство над морем и другими водами. Супругой его была Амфитрита. Дворец его находился на дне моря близ о. Эвбеи. По морю он ездит на своих меднокопытных …   Энциклопедия мифологии

  • Посейдон — Посейдон. Римская мраморная копия с греческого оригинала 2 ой пол. 4 в. до н.э. Ватиканские музеи. ПОСЕЙДОН, в греческой мифологии один из богов олимпийцев, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми он поделил господство над миром.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Посейдон — и дельфин. 430 410 гг. до н. э. Посейдон и дельфин. 430 410 гг. до н. э. Посейдон в мифах древних греков один из богов олимпийцев, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми он поделил господство над миром, получив в удел море. Его атрибут… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • ПОСЕЙДОН — (греч.). У древних греков бог морей, то же, что Нептун. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОСЕЙДОН в греч. мио., бог морей, брат Зевса. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Посейдон — (лат. Нептун) в греческой мифологии бог воды, сын Кроноса и Реи. Его атрибут трезубец, к рым он рассекает скалы, вызывая из них ручьи. Его местопребывание замок на дне моря, там же находятся его кони, на к рых он ездит по волнам. Он поднимает… …   Литературная энциклопедия

  • посейдон — Нептун, Посидон Словарь русских синонимов. посейдон сущ., кол во синонимов: 5 • бог (375) • гиппиас …   Словарь синонимов

  • ПОСЕЙДОН — в греческой мифологии один из богов олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца; сын Кроноса и Реи. Ему соответствует римский Нептун …   Большой Энциклопедический словарь

  • Посейдон — (Poseidwn; много вариантов Posoidan и др.) в греческоймифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует изкорня pot, встречающегося в греческих словах potoV, potizw, potamoV, влат. poto и т. д. П. олицетворял собою элемент… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Посейдон — У этого термина существуют и другие значения, см. Посейдон (значения). Посейдон …   Википедия

  • Посейдон — (греч. Poseidon)    в греческой мифологии брат Зевса, владыка морей. Античные скульпторы изображали П. в виде строгого старца с трезубцем в руке, которым он вздымал морские волны. В Риме культ П. воплотился в италийском боге морей и покровителе… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • ПОСЕЙДОН — У греков – бог землетрясений, позже – моря. Посейдон почитался вместе со своими конями, которые первоначально были хтоническими, а не морскими. Согласно легенде, Посейдон имел от Медузы сына Пегаса, а от Геи – Антея. Сам Посейдон считался сыном… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»