- Багдад (г.)
- (в средние века носил на Западе название Балдах) — главный город одноименного азиатско-турецкого вилайета, который, за выделением из него в новейшее время двух новых самостоятельных вилайетов (Ливас-Моссул и Басра), имеет не более 1200000 жит. Город находится в средней Мессопотамии, под 33°20' сев. шир., и расположен по обоим берегам Тигра, причем две трети занимают левый берег реки, носящей там местное название Шат, старый же Б., резиденция калифов и некогда величайший город мусульманского мира, лежит на правом берегу. Через Тигр здесь ведут два, на 17 — 19 понтонах, плашкаутных моста длиной в 200 — 220 м. Восточный город (на левом берегу) окружен почти совсем обрушившейся стеной, которая в свою очередь обведена глубоким, ныне безводным рвом, западный защищен обсыпавшимся теперь земляным валом; турецкое правительство проектировало полное восстановление укреплений. Лежащая в северо-западн. части восточного города четырехугольная построенная из кирпича цитадель наполовину разрушена и, так как она с двух фронтов тесно окружена городскими домами, лишена всякого значения. Дома строятся из кирпича и состоят из подвала и нижнего этажа, крыша которого представляет террасу. Почти все окна раскрываются в сторону двора, который в домах знатных украшается фонтанами. Летом, при господствующей там сильной жаре, жители проводят дни в подвальных помещениях (называемых Сердаб), куда не проникает солнечная жара и где сравнительно прохладно, ночью же они спят на террасах (т. е. плоских крышах) домов. Зимой настолько прохладно, что приходится для отопления жилых помещений прибегать к жаровне (мангал), печей в домах нет. Население (до 60000) представляет пеструю смесь арабов, турок, курдов, евреев, армян, сирийцев, несториан, многочисленных персов и незначительного количества индусов. Магометане распадаются на два почти одинаковых лагеря шиитов и суннитов, относящихся враждебно друг к другу. До 1831 г., когда население значительно сократилось вследствие чумы и наводнения, число жителей превышало 100000 чел. Персы ведут здесь под покровительством турецкого правительства обширные торговые обороты. Евреи (20000) живут в особом участке; они имеют три синагоги и ведут обширную торговлю. Между зданиями выдаются конак (дворец генерал-губернатора) и английское консульство с прекрасным садом. При кратковременном управлении Мидхата-паши было много сделано для городских нужд: узкие улицы расширены, более грязные улицы очищены, заложены у реки места для нагрузки и выгрузки товаров, но с его отозванием все приняло прежний вид, и даже проект железной дороги в Кербеллу (многопосещаемое паломниками место с могилой имама Гуссейна) оставлен. При калифах Б. был центром образованности и учености. Теперь сохранилось только торговое его значение, и основанная в 1233 г. калифом Мустанзиром знаменитая медресе (высшая школа) уже давно обращена в караван-сарай. Но торговые обороты Б., по отношению обширности и безопасности, находятся в сильной зависимости от временных обстоятельств, а именно от отношения правительства в данное время к разбойничьим племенам бедуинов. Оживление Б. поддерживается тем, что сюда стекаются с религиозной целью на поклонение гробам чтимых мусульманами святых, между которыми находится не только патрон города, шейх Абд-эль-кадер Гилани, но и еврейский пророк Иезекииль. Открытие Суэцкого канала имело важное значение для торгового положения Б., так как для города явилась необходимость переменить свою коммерческую политику, и последствия этого еще не выяснились вполне. До 1869 г. торговые пути в сношениях Б. с Европой шли исключительно через Аравийскую пустыню и армянское плоскогорье. Но с тех пор дорога через Персидский и Аравийский заливы приобрела большее значение. Наконец, когда откроется уже давно проектированная Евфратская жел. дорога, он станет посредником пассажирского движения по направлению на Запад. Роль посредника между Европой и Индией Б. потерял, когда был создан более краткий морской путь в Индостан (через Суэц), но, с другой стороны, этот же путь сблизил его с Западом. Б. имеет четыре консульства: английское, французское, персидское, русское и в нем находится главная станция англо-индийскпх телеграфных линий. Между Б. и Басрой существует пароходное сообщение, которое продолжается до Кораджи и Бомбея. Б. с давних пор был главным складочным пунктом араб., инд. и перс. произведений, равно европ. мапуфактурных товаров, он снабжал Малую Азию, Сирию и часть Европы инд. товарами, которые доставлялись в Басру, в барках вверх по течению Тигра и караванным путем дальше в Токат, Константинополь, Алеппо, Дамаск и в западные части Персии. Небольшие обороты делаются также драгоценными камнями. Красивое зрелище представляют построенные Давидом-пашой славящиеся на всем Востоке базары с 1200 магазинов, полных восточными товарами всех сортов. Главные фабрикаты — сафьян красный и желтый, пользующийся большой славой, шелковые, бумажные и шерстяные материи, кисея, тафта, ковры и шали. Город был основан в 763 г. абасидским калифом Альмансаром, который основал здесь свою резиденцию. В IX веке Гарун-аль-Рашид много содействовал блеску Б., построил там дворец и возвел гробницу для своей любимой жены Собеиды. В 1258 году город был взят внуком Чингис-хана Гулагу, который умертвил царствующего калифа и уничтожил калифат. Тимур взял город в 1393 г. и прогнал потомков Гулагу. В начале XVI в. Б. овладел шах Исмаил, первый регент Персии из дома Софи, и с тех пор город сделался яблоком раздора между персами и турками. После славной осады город был взят в 1638 г. султаном Мурадом IV, и напрасно шах Надир пытался в XVIII в. вырвать его из рук турок. Как место действия большей части сказок "Тысячи и одной ночи", Б. пользуется и романтической известностью. Ср. Вельштет, "Travels to the city of Khaliphs" (Лондон, 1840; нем. перевод Кинцеля, 2 части, Пфорц., 1841); Шлефли, "Reisen in den Orient" (второй выпуск "Mitteilungen Schweiz. Reisender" (Винтерт., 1864); И. Браун, "Gem ä ldo des mohammed. Welt" (Лейпциг, 1870); Ривоар (Rivoyre), "Les vrais Arabes et leur pays B. etc." (Париж, 1884 г.).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.