- Попов Андрей Александрович
-
известный адмирал (1821—98). По окончании курса в Морском кадетском корпусе, П. начал службу в 32-м флотском экипаже, в котором оставался до 1853 г., когда был командирован в Константинополь для собрания сведений о вооружении Босфора и близлежащих к нему укрепленных мест по Черному морю и Дунаю до Рущука. Во время Крымской кампании П. крейсерствовал по Черному морю (уничтожил шесть неприятельских судов), на пароходе "Тамань" прорвался из Севастополя через неприятельский флот и прибыл в Одессу; в период обороны Севастополя П. состоял при адмиралах Нахимове и Корнилове для исполнения разных поручений и участвовал в устройстве бона для преграждения неприятелю входа в Севастопольский рейд, снарядил два брандера и приспособил морскую артиллерию с потопленных кораблей к сухопутным укреплениям. Начав кампанию капитан-лейтенантом, П. закончил ее в чине капитана 1 ранга; назначенцый флигель-адъютантом (1855), П. был командирован с театра военных действий в Кронштадт, Выборг, Свеаборг и другие укрепленные порты побережья Балтийского моря. В 1876 году П. — член адмиралтейств-совета, в 1877 году — начальник штаба эскадры, в 1891 году — адмирал. В истории русского военного судостроения П. занимает видное место, как один из сотрудников вел. кн. Константина Николаевича в создании броненосного и крейсерского флота. Хотя, как строевой офицер, П. и не был специалистом по кораблестроению, но весьма интересовался этим делом, ознакомившись с ним сперва через своего отца — одного из выдающихся корабельных инженеров (см. Александр Андреевич П.), затем в Англии, где нашел сочувствие в лице гдавного кораблестроителя английского флота — Рида. Активное участие в русском судостроении П. начал принимать сперва в 1856 г., в качестве совещательного члена кораблестроительного комитета, причем ведал постройкой деревянных винтовых клиперов, затем в 1870 г., в качестве члена кораблестроительного отделения морского технического комитета. Под его руководством построены: броненосец "Петр Великий", поповки (см.) "Новгород" и "Вице-Адмирал Попов", императорская яхта "Ливадия" и несколько клиперов смешанной системы и корветов с бортовой броней. Обладая непреклонной волей, Попов в своих идеях доходил до увлечения, стоившего России довольно дорого, именно — к постройке поповок, которые в основе своей имели, несомненно, правильную мысль, но неудачные лишь из-за того, что эта мысль была осуществлена в самом крайнем пределе; так же неудачна оказалась и яхта "Ливадия", напоминавшая по идей поповку (дл. 235', шир. 153', углубл. 8', водоиз. 4400 тонн); по своей конструкции яхта представляла целый плавучий дворец, очень удобный по внутреннему размещению, но по мореходным качествам была не вполне удовлетворительна, так как широкая форма корпуса требовала большую силу машины (до 13000 JHP для 15 узл.; у судов обыкновенной конструкции понадобилось бы не более 8000 — 9000), кроме того плоское днище оказалось слишком слабо при обыкновенной системе набора. Более удачными оказались другие суда, менее отступавшие от общепринятой конструкции: проектированный по его идее башенно-брустверный броненосец "Петр Великий", бывший в свое время (1878) одним из наиболее сильных военных судов; клипера смешанной системы, осуществившие идею небольшого крейсера для дальнего плавания, корветы "Генерал-Адмирал" и "Герцог Эдинбургский", представлявшие собой бронированные рангоутные крейсера. П. также немало поработал в качестве члена совета торговли и мануфактур, которым состоял с 1868 г., и в течение многих лет принимал деятельное участие в делах общества для содействия русской промышленности и торговли, председательствуя в первом (распорядительном) отделении общества. Его биография и портрет в издании А. О. Баумана: "Русские современные деятели" (Т. 1, СПб., 1876).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.