Поморские ответы

Поморские ответы
замечательнейшее произведение раскольничьей письменности. О составителях их — см. Денисовы. Поводом к составлению П. ответов послужило учреждение (в 1722 г.) св. синодом областных миссий для собеседований со старообрядцами, причем для района Выговских скитов назначен был иеромонах Неофит. Когда этот миссионер прибыл к месту назначения, депутаты Выговской пустыни обратились к нему с просьбой, чтобы он изложил письменно главные пункты будущих словопрений. Неофит написал 106 тезисов, в форме кратких вопросов. Менее чем через год (1 июня 1723 г.) выговцы доставили Неофиту свои ответы, получившие впоследствии громкую известность в старообрядческом мире: это — П. ответы. После краткого предисловия, в котором изложены причины отделения старообрядцев от церкви (т. е. разные никоновы "нововводства") и указаны главные основания собственного учения, в П. ответах разрешается общий вопрос, "православно ли имели веру всероссийские земли от начала крещения", а затем подробно разбираются предложенные Неофитом вопросы о старых и новых книгах, о разных обрядовых разностях и немногие пункты догматического характера (об иерархии и таинствах). Не совсем удачная постановка вопросов Неофитом, избравшим невыгодную для полемиста историческую почву, дала возможность авторам ответов во всем блеске развернуть свою эрудицию и выдвинуть весьма богатый арсенал историко-археологических оснований в пользу содержимых раскольниками старых обрядов; в этом отношений особенно интересен 5-й ответ (на вопрос — "по приятии веры от грек Владимир и вси православнии христиане како прияша креститися в крестном знамонии, первыми ли тремя персты, или двема"), где с исчерпывающей полнотой разработан вопрос о двуперстии. П. ответы составили эпоху в истории раскольничьей письменности и фактически явились первой символической книгой раскола, где дан свод и приведено обоснование главных пунктов его отличия от господствующей церкви. В сравнении с писаниями первых учителей раскола П. ответы представляют значительный шаг вперед: первые проникнуты духом одной лишь оппозиции и носят оттенок личной озлобленности, последние дают первую положительную разработку основных пунктов учения, общих для всех старообрядцев. Опровержение П. ответов, по поручению св. синода, было составлено тверским архиепископом Феофилактом (издано в 1745 г., под заглавием: "Обличение неправды раскольнической"). Составленное Арсением Мацеевичем "Обличение" предисловия к П. ответам осталось ненапечатанным. См. архим. Павла (Прусского), "Замечания на книгу П. ответов" ("Братское Слово", 1888—89), и "П. ответы" (библиографич. очерк) в "Библ. для Чтения" (1864 г., 10).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Поморские ответы" в других словарях:

  • Поморские ответы — («Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита») одно из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий, опубликованное в 1723 году. Авторство считается коллективным, но определенное первенство все же принадлежит Андрею… …   Википедия

  • Поморские ответы —    одна из наиболее важных богословских книг старообрядческой беспоповской церкви, содержащая ее апологию, догматическое и каноническое обоснование ее учения. Авторами кн. являются А. и С.Денисовы и Т. Петров (написана в 1723 г.). П. о. являются… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Поморские ответы — – произведение раскольничьей письменности, составленное бр. Денисовыми. В 1722 г. св. Синод учредил областные миссии для собеседования со старообрядцами; назначенный для района Выговских скитов иеромонах Неофит, по просьбе депутатов… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ — одна из наиболее важных богословских книг старообрядческой беспоповской церкви, содержащая ее апологию, догматическое и каноническое обоснование ее учения. Авторами ее являются А. и С. Денисовы и Т. Петров (написана в 1723 г.). П. о. являются… …   Русская философия: словарь

  • Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита — Поморские ответы (в оригинале «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита») одно из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий (объемом в 366 листов (732 с.)). В 1722 году в Выговскую старообрядческую беспоповскую… …   Википедия

  • «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» — [др. названия «Нижеградские ответы», «Керженские ответы», «Ответы Александра диакона»], ответы старообрядцев поповцев дьяконова согласия (центром согласия являлись скиты на р. Керженец) на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского… …   Православная энциклопедия

  • БЕСПОПОВЦЫ — общее название представителей одного из 2 основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения Б. является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и… …   Православная энциклопедия

  • Раскол — (об отличии его от ереси см. Ересь). I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни. Р., у самих раскольников называемый старообрядством, староверием, возник в половине XVII века; научное исследование его началось,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Неофит, миссионер — противораскольнический миссионер, иеромонах, ученик нижегородского архиепископа Питирима. В 1722 г. Петр Великий указал послать миссионера в поморские "раскольнические станы". Выбор синода пал на иеромонаха Н. Ему предписывалось вести… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Неофит противораскольнический миссионер — противораскольнический миссионер, иеромонах, ученик нижегородского архиепископа Питирима. В 1722 г. Петр Великий указал послать миссионера в поморские раскольнические станы . Выбор синода пал на иеромонаха Н. Ему предписывалось вести беседы в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»