Поминовение усопших

Поминовение усопших
смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, который связывали живых с умершими во время земной жизни последних. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном П. усопших. По евангельскому учению, Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы (Лук. XX, 38). Свящ. Писание удостоверяет, что спасительная сила молитвы неисчерпаема, если мы просим по воле Сына Божия (1 Иоан. V, 14 — 15). Христос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми, и Сам сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие Его пришествия (1 Пет. III, 19). Молитвенное П. усопших считалось благочестивым и богоугодным делом еще в церкви ветхозаветной; существовал обычай преломлять над умершими хлебы (Второз. XXVI, 14; Иерем. XVI, 7), при гробах их раздавать неимущим (Тов. IV, 17), по случаю кончины ближних налагать на себя пост (1 Цар. XXXI, 13; 2 Цар. I, 12; III, 35), что, конечно, соединялось и с соответственными молитвами. Иуда Маккавей принес жертву за воинов, умерших в грехе взятия военной добычи от даров идольских, которыми благочестивый не должен был осквернять рук своих, а народ обратился к Богу с молитвой о совершенном изглажении их греха (2 Маккав. XII, 39 — 45). В христианской церкви обычай поминать умерших к концу II и началу III в., по удостоверению Тертуллиана и св. Киприана, установился уже твердо. С тех пор, как образовалось общественное богослужение христианское, моление за усопших является частью, постоянно к составу его принадлежащей. Об этом свидетельствуют все древние литургии, как те, которые употреблялись или употребляются в церкви православной (св. Иакова, брата Господня, св. Василия Вел., св. Иоанна Златоустого, св. Григория Двоеслова), так и литургии церкви западной (римская, испанская, или мозарабская, галликанская и другие), а равно и литургии инославных обществ, издревле отделившихся от православной церкви: иаковитов, коптов, сирийцев, несториан и армян. С особенной ясностью о П. усопших упоминают Постановления апостольские (кн. VIII, гл. 12, 13, 41, 42); мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которые особенно прилично поминать усопших (см. Поминальные дни). Отцы и учители церкви последующего времени, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его в молитвах, совершении бескровной жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что П. усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей церкви. Оно восторжествовало над заблуждением ариан, отрицавших пользу молитв для умерших. В церквах западных обычай упоминать усопших не был в таком общем употреблении, как на Востоке. Иоанн Котелерий, в замечаниях своих на дни П., приводит мнения Амвросия, Августина и других западных отцов, но утверждает, что церквам латинским мало были известны дни поминовения, строго сохраняемые на Востоке. Хотя западная церковь сохранила обычай П. усопших, но она значительно ослабила его истинный смысл и значение своим учением об огне чистилищном (см. Чистилище). Лютеране, отвергнув значение евхаристии как жертвы за живых и умерших, а также молитвенное призывание святынь и вообще всякое общение между членами церквей земной и загробной, естественно должны были отвергнуть уместность и значение молитв за умерших. См. епископ Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (том V, Киев, 1891); митроп. Макарий, "Православно-догматическое богословие" (т. II, СПб., 1868); прот. Т. Никольский, "О молитве за умерших" (СПб., 1827); митроп. моск. Сергий, "О П. усопших" (М., 1844); прот. Дебольский, "Дни богослужения православной католической восточной церкви" (т. II, СПб., 1882); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (M., 1890); прот. А. Полотебнов, "Общение живых и умерших" (М., 1891); епископ Александр, "Поминовение усопших по учению православной церкви" (М. 1889); "О необходимости и спасительных плодах П. усопших" (изд. афонского Пантелеймонова м-ря. М., 1895); И. Трусковский, "Руководство к обличительному богословию" (Могилев, 1889); Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию" (Новочеркасск, 1891).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Поминовение усопших" в других словарях:

  • Поминовение усопших —    молитвенная помощь душам умерших со стороны Церкви. Согласно православному вероучению, состояние духовной сущности каждого умершего человека не определено окончательно до Страшного суда и всеобщего воскресения мертвых. Каждая душа, независимо… …   Православие. Словарь-справочник

  • Поминовение усопших воинов в Русской православной церкви — 9 мая (26 апреля по старому стилю) Русская православная церковь совершает особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Поминовение усопших — – отношения христианской любви не прекращаются смертью и погребением; продолжение отношений, связывавших живых с умершими во время земной жизни последних, осуществляется в П. По учению евангелия, Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Поминовение усопших — Поминки похоронный обычай, встречается у большинства народов. Содержание 1 Описание события 2 Примечания 3 См. также 4 Ссылки …   Википедия

  • ПОМИНОВЕНИЕ — ПОМИНОВЕНИЕ, поминовения, мн. нет, ср. (церк. офиц.). Действие по гл. поминать во 2 знач. Поминовение усопших. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Поминовение — упоминание имен живых и умерших в молитвах, следующих в церкви за литургией. Поминовение основано на вере в вечное благо и спасение поминаемых. Особое значение в христианстве имеет поминовение усопших. По евангельскому учению, у Бога, «у Него все …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ПОМИНОВЕНИЕ — ПОМИНОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. помянуть. 2. Молитва о здоровье живого (о здравии) или об упокоении умершего (за упокой). П. усопших. Дни общего поминовения (родительские субботы, суббота накануне Троицы и нек рые другие). Толковый словарь Ожегова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Поминовение — молитвенное упоминание имен живых и усопших за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого упоминания перед Богом для вечного блага и спасения поминаемых …   Православный энциклопедический словарь

  • Радоница. День особого поминовения усопших — Во вторник второй недели после Пасхи, которая называется Неделей Фомы, православная церковь отмечает Радоницу день особого поминовения усопших. Радоница первое поминовение усопших после праздника Пасхи. В 2015 году Радоница отмечается 21 апреля.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День Поминовения усопших — Во дни Великого поста в православии отмечаются дни Поминовения усопших (или Родительские дни). Причина установления Родительских суббот заключается в том подвиге, в котором пребывают христиане во время поста. В 2010 году один из таких дней… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»