Полихромия

Полихромия
(Πολυχρωμία — многоцветность) — раскраска архитектурных и скульптурных произведений в разные цвета; употреблялась с самых древних времен вплоть до эпохи Возрождения. У древних греков она не ставила себе исключительною задачею воспроизводить действительные колера предметов, но имела целью придавать им лишь некоторое сходство с природою и рельефнее выставлять их отдельные формы. При этом выбор и сочетание цветов ставились в зависимость от требований более тонкого свойства, чем простое подражание натуре. В архитектуре П. употреблялась постоянно. В храмах дорического стиля раскрашивались эхины колонн, триглифы получали по большей части голубую окраску, поля метопов — красную или также голубую, для того чтобы резче выступали на них рельефы, которые иллюминовались в свою очередь; наконец, расцвечивались плоскость фронтона и украшения на карнизе. Таким же образом окрашивались и сооружения ионического и коринфского стилей. Прочие части здания (стволы колонн, поверхность стен и пр.) подцвечивались особым раствором воска. Постройки из более дешевого материала, чем мрамор или известняк, и потому оштукатуренные, расписывались более яркими красками. На статуях раскрашивалась одежда или сплошь, или только по краям, дабы таким образом отделяться от тела; губы получали красный цвет, волосы — желтый или черный; зрачки глаз отмечались также краскою, или же в них впускался особый сплав или вставлялись драгоценные камни. Блеск беломраморного тела смягчался вышеупомянутым восковым раствором. В цветущую эпоху древнегреческой пластики раскраска статуй производилась специальными художниками; так, напр., для Праксителя работал лучший из современных ему живописцев — Никий. В римском искусстве каждой отдельной части фигуры придавался ее цвет; были также сделаны попытки заменить П. в скульптуре составлением фигур из кусков разноцветного мрамора (так наз. полилитные статуи). Не меньшее значение имела П. в средневековой пластике, причем стремление подражать природе проявлялось гораздо сильнее, чем у греков; сохранилось до нашего времени немалое количество пестро расписанных и раззолоченных алтарных украшений немецкой и итальянской работы, а также отдельных фигур из дерева, камня, гипса и обожженной глины. Раскраска статуй не прекратилась и в эпоху Возрождения; особенно процветала она во Флоренции (портретные бюсты из терракоты и алтарные статуи и рельефы работы Луки де ла Роббии и его последователей) и в Испании. Даже во время господства стиля рококо Π. не была брошена окончательно; от этой поры дошли до нас многие деревянные статуи, расцвеченные матовыми красками и покрытые в некоторых частях позолотой. Весьма видную роль играла П. и в средневековом зодчестве. В готических сооружениях пучки капителей окрашивались в красный цвет, их лиственная орнаментация золотилась, а на компартиментах и ребрах стрельчатых сводов чередовалось золото с синевою. Обрамления алтарей, карнизы и фризы балюстрад, кафедр, дарохранильниц и проч. покрывались позолотой, тогда как остальные их части раскрашивались. С наступлением эпохи Возрождения П. почти совершенно исчезает из архитектуры и появляется вновь лишь в первой половине настоящего столетия по инициативе талантливых архитекторов Кленце, Вюлле-ле-Дюка, Гаузена (Афинской акд.), Земпера и Гнаута. Лет пятьдесят тому назад была сделана попытка снова ввести П. и в пластику (Джибсон). Вопрос о П. у древних греков возбудил обширную полемику между известным историком искусств Куглером ("Kleine Schriften zur Kunstgeschichte", т. I, стр. 265 и сл.) и Земпером (см. соответствующие главы его сочинения "Стиль", а также "Vorläufige Bemerkungen über bemalte Architectur und Plastik bei den Alten", Альтона, 1834; "Die vier Elemente der Baukunst", Брауншвейг, 1851). Победителем в споре оказался последний благодаря предпринятому им тщательному изучению древних памятников. См. Jahn, "Aus der Alterthumswissenschaft" (стр. 247 и сл., Бонн, 1868); I. Т. Hittorff, "L'architecture polychrome chez les Grecs" (П., 1851). В восьмидесятых, годах вопрос о П. в произведениях пластики был опять поставлен на очередь. Статья археолога Трея ("Sollen wir unsere Statuen bemalen", Б., 1885) послужила поводом к устройству в Берлинской национальной галерее выставки полихромных статуй, которая, в свою очередь, не осталась без влияния на современных скульпторов. Опыты сообщать статуям и бюстам полную раскраску делали: фон Юхтрип, Гарро Магнуссен, Г. Кокольский (в Берлине), Гюбнер (в Дрездене), Р. Мэзон (в Мюнхене) и М. Попов (в СПб.). Но все это были одиночные попытки ввести П. в практику, сводившиеся по большей части к приданию скульптурным произведениям мягкого матового тона или к натиранию их подкрашенным воском. По-видимому, настоящая П. найдет себе уместное применение в произведениях из гипса, глины, воска и т. п; что же касается мрамора, то к нему более подходит лишь легкое подкрашивание. Весьма удачными следует признать опыты полихромирования бронзовых статуй, произведенные при помощи гальванопластики.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Полихромия" в других словарях:

  • полихромия — полихромия …   Орфографический словарь-справочник

  • ПОЛИХРОМИЯ — (греч., от polys многий, и chroma цвет). Многоцветность, разрисовывание частей архитектурных или скульптурных произведений различными красками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛИХРОМИЯ греч., от… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • полихромия — и, ж. polychromie < гр. polychromos многоцветный. 1. техн. Многоцветность (обычно об окраске материалов, применяемых в архитектуре, скульптуре и прикладном искусстве. Крысин 1998. Полихромия или наружная раскраска камня в ходу, а внутри… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Полихромия —         (от греч. polэs многочисленный и chroma цвет), многоцветность (не менее 2 цветов) произведения декоративно прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. Полихромия достигается применением разноцветных материалов или путём окраски… …   Художественная энциклопедия

  • полихромия — многоцветье, многоцветность, печать, раскраска Словарь русских синонимов. полихромия сущ., кол во синонимов: 4 • многоцветность (7) • …   Словарь синонимов

  • ПОЛИХРОМИЯ — (от поли... и греч. chroma цвет) многоцветность произведения декоративного прикладного искусства, скульптуры или архитектуры …   Большой Энциклопедический словарь

  • Полихромия — Афина и Артемида. Выставка «Bunte Götter» в мюнхенской Глиптотеке, посвященная по …   Википедия

  • полихромия — I полихро/мия = полихроми/я; (от греч. polýs многочисленный и chr ōma цвет) см. тж. полихромический, полихромный 1) иск. Многоцветность художественного произведения (в архитектуре, скульптуре, прикладных искусствах) Полихромия в декорации фасадов …   Словарь многих выражений

  • полихромия — ПОЛИХРОМИЯ, ПОЛИХРОМИЯ, и; ж. [от греч. polys многочисленный и chrōma цвет] 1. Иск. Многоцветность художественного произведения (в архитектуре, скульптуре, прикладных искусствах). П. в декорации фасадов. П. каменной кладки. Богатая п. кафеля. 2.… …   Энциклопедический словарь

  • полихромия — daugiaspalviškumas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. polychromy vok. Polychromdruck, m rus. многоцветность, f; полихромия, f pranc. polychromie, f …   Fizikos terminų žodynas

  • полихромия — (polychromia; поли + греч. chroma цвет, окраска) см. Плейохромия …   Большой медицинский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»