- Пограничная стража
-
I
(douaniers, Grenzwache) — имеет целью наблюдать за границами государства, следить, чтобы все иностранные товары провозились через таможенные учреждения, и препятствовать тайному провозу товаров или контрабанде Обыкновенно П. стража состоит в ведомстве министерства финансов. Βо Франции П. стража представляет собою самостоятельное целое и входит в состав департаментских таможенных учреждений, персонал которых образуется частью из лиц, назначенных для сбора таможенных пошлин (service sédentaire), частью из лиц, назначенных для охраны границ (service actif), или собственно П. стражи (douaniers). Собственно П. стража состоит из 212 бригад, каждая под начальством капитана, непосредственно подчиненного инспектору таможенного округа. Сфера надзора П. стражи ограничивается пограничной полосой (zone frontière), распространяющейся по сухопутной границе на 2 ½ мириаметра (около 25 в.) внутрь страны, а по морской границе — на 1 мириаметр от берега в море. Чины П. стражи причисляются к территориальной армии, В Италии П. стража причисляется к территориальной милиции (ополчение) и образует 23 батальона. В Германии П. стража хотя и устроена на военный образец, носит мундир и вооружена, но не входит в состав боевых сил государства и причисляется к таможенным чиновникам, на которых возложен пограничный надзор (Bewachungsdienst). Чины П. стражи имеют в Германии широкие полномочия, в особенности относительно пограничной полосы (Grenzbezirk) шир. 1—2 мили, внутри которой они могуг предпринимать розыски и подвергать обыску дома и отдельных лиц. В России с изданием в 1819 г. таможенного устава был учрежден по всей сухопутной и морской границе, а также по контрольной черте между империей российской и Царством Польским "таможенный присмотр", состоявший из команд таможенной стражи. В 1827 г. таможенная стража получила военную организацию: в каждом таможенном округе были образованы бригады или полубригады, разделенные на роты, которые состояли из конных объездчиков и пеших стражников. Объездчики и стражники набирались из полков кавалерийских и пехотных. В 1835 г. повелено было таможенным стражникам именоваться П. стражей, состав которой в 1878 г. был значительно увеличен. В настоящее время законоположения о П. страже содержатся в VI т. Св. Зак. изд. 1892 г., в прод. 1895 г. и в положении о новом штате управл. отд. корп. П. стражи и о преобразовании Балтийской там. крейс. флотилии (Собр. узак. и расп. прав. 16 дек. 1897 г., ст. 1903). С 1893 г. П. стража выделена из таможенного управления и преобразована в отдельный корпус П. стражи, состоящий из управления корпуса, 31 бригад, 2-х особых отделов и флотилий корпуса. Корпус подчинены министру финансов с присвоением ему звания шефа П. стражи Бригады распределены по таможенным округам и разделяются на отделы, отделы — на отряды, отряды — на посты, или кордоны. Отряды состоят из объездчиков и стражников с вахмистрами и фельдфебелями. Флотилия П. стражи преобразована из бывшей Балтийской таможенной крейсерной флотилии. Для заведования всеми судовыми средствами учреждена при упр. корп. особая морская часть. Суда флотилии распределяются между бригадами П. стражи. Плавание судов флотилии совершается под особым флагом. — Офицерский состав отд. корп. П. стражи комплектуется из лиц, находившихся в военной службе офицерами. Состав нижних чинов комплектуется: 1) новобранцами, удовлетворяющими по телосложению тем же условиям, какие требуются от кавалериста, и имеющими хороший слух и зрение; 2) зачисленными в запас по прослужении обязательных сроков действительной службы и 3) охотниками, по правилам, существующим в военном ведомстве. На укомплектование П. стражи евреи не назначаются. Нижние чины могут быть оставляемы на сверхсрочной службе; увольняются они в запас армии и от службы в порядке, установленном для воен. ведомства. Лошади казачьего разбора приобретаются для П. стражи или покупкою, или зачислением в бригады задерживаемых под тайно провозимыми товарами лошадей, годных для службы в П. страже. Обязанности П. стражи: 1) не допускать водворения контрабанды и перехода людей через границу не в указанных местах; 2) всех людей, незаконно перешедших границу, со всем, что при них окажется, задерживать и препровождать в таможенное учреждение; 3) охранять черту государственной границы и не допускать, чтобы в 875-саженной полосе от границы возводились без разрешения начальства новые постройки; 4) задерживать всех бродящих при границе дезертиров, бродяг, беспаспортных и порубщиков казенного леса и не допускать на границе сборищ подозрительных людей, хотя бы они и не были вооружены и не имели при себе товаров. На морской границе, кроме того, П. стража обязана: 1) осматривать все суда и рыбачьи лодки, как пристающие к берегу, так и отходящие в море, задерживая их в случае провоза контрабанды; 2) оказывать посильную помощь мореплавателям, потерпевшим крушение; 3) охранять выброшенные бурей на мель или на берег суда, товары и другие предметы, не допуская расхищения их прибрежными жителями; 4) наблюдать, чтобы не были устраиваемы лживые маяки и чтобы никто не разводил по берегу огней, от вскрытия льда до замерзания вод, ближе 50 в. расстояния от законно устроенного маяка. Сверх того, П. стража несет еще карантинную службу. Эти обязанности она осуществляет в пределах П. полосы (7-верстная полоса от черты границы в глубь империи); в пределах той же полосы II. страже предоставлено преследование прорвавшейся через границу контрабанды и производство обысков и выемок. За пограничной полосой преследование контрабанды передается местной полиции, кроме случая преследования по горячим следам. Преследование П. стражей контрабандистов, уходящих за границу, может простираться только до границы; исключение сделано только для закавказских и среднеазиатских бригад П. стражи, которым ввиду занятия пограничных жителей разбоями предоставлено право при преследовании по горячим следам продолжать его по иностранной земле, но не далее, как на расстояние одной версты. На приморской границе полоса в 3 морские мили от берега в море признается морской таможенной полосой, в пределах которой все суда, как русские, так и иностранные, подлежат надзору П. стражи и ее флотилии. Для удобства охраны границы она разделяется между отрядами; местность, порученная охране одного отряда, называется дистанцией (такою-то) отряда, местность, порученная охране кордона (поста), наз. расходом или разъездом (такою-то) кордона (поста); местность каждого расхода делится на участки, поручаемые охране часовых. Дорога или тропинка, идущая по черте границы или близ нее и соединяющая кордоны (посты), называется патрульной дорогой; посторонним лицам ходить и ездить по ней воспрещается. Кордоны расположены, смотря по местности, в одну или в две линии. При объявлении об открытии карантинных действий по той или другой границе на П. стражу возлагается охрана пространства государственной границы между кордонами, а также морской надзор. За задержание тайно провозимых товаров чины П. стражи получают в награду всю денежную сумму, которая будет выручена от продажи этих товаров. При исполнении обязанностей службы по пограничному надзору чины П. стражи пользуются правами военных караулов. При сопротивлении они могут употреблять оружие в указанных законом случаях и под ответственнностью за неправильное употребление его (ст. 278—293 т. VI Св. Зак). Особые временные правила изданы об употреблении оружия П. стражей при охране границы в Закавказье и Средней Азии. Полиция, жандармы, корчемная стража, местные власти и жители обязаны оказывать помощь П. страже по первому ее требованию. Для преследования многочисленных партий вооруженных контрабандистов и для противодействия скопищам злоумышленников при провозе контрабанды, когда наличных сил П. стражи недостаточно, могут быть призываемы войска на основании общих правил (Общ. Учр. Губ. ст. 816, прим. прил.). Ответственности чины отд. корп. П. стражи подлежат в дисциплинарном порядке и по суду. П. стража руководствуется действующим в воен. вед. дисц. уставом. Для суждения нижних чинов П. стражи за проступки, подведомственные полковым судам воен. вед., при бригадах и особых отделах состоят особые суды на основаниях, какие установлены военно-суд. уставом для строевых частей войск, с соблюдением некоторых особых правил (ст. 276 т. VI Св. Зак.). В бригадах и отделах П. стражи имеются офицерские заемные капиталы. Где это окажется нужным и возможным, учреждаются офицерские собрания на тех же основаниях, как и в воен. ведомстве. В военное время отдельный корпус П. стражи, вероятно, будет призван действовать совместно с нашими армиями. Для лучшей подготовки пограничной стражи в военном отношении части ее с 1891 г. привлекаются к участию в общих сборах войск пограничных округов. Суда флотилии отд. корп. П. стражи в случае войны передаются в распоряжение морского ведомства. Ср. Крестовский (полк.), "Пособие командиру отряда и старшему поста для ведения занятий с нижними чинами" (1897); Редигер, "Комплектование и устройство вооруженной силы" (ч. II).С. Абрамович-Барановский.II (дополнение к статье)Военное переустройство П. стражи, начатое с 1893 г., завершено законом 1 февраля 1899 г., которым местное заведывание П. стражей изъято из ведения начальников таможенных округов и возложено на начальников вновь образованных округов П. стражи, на правах начальников дивизий. Всего было образовано 7 округов: в С.-Петербурге, Вильне, Варшаве, Бердичеве (ныне в Киеве), Одессе, Тифлисе и Ташкенте. Высочайшим повелением 9 января 1901 г. охранная стража Китайской Восточной железной дороги включена в состав корпуса П. стражи и из нее образован Заамурский округ, с управлением в Харбине. К 1 января 1903 г. штатный состав П. стражи (кроме Заамурского округа) — 1084 офицера, 161 врачей, фельдшеров и чиновников и 36469 нижних чинов. Флотилия корпуса состояла из 11 крейсеров, 7 паровых катеров и 763 парусных и гребных судов, распределенных по бригадам для несения службы по П. надзору со стороны моря и по П. рекам. По Высочайшему повелению 8 октября 1904 г. чинам флотилии присвоены военно-морские чины и звания. На содержание П. стражи в 1904 г. израсходовано 11709 тыс. руб., за исключением Заамурского округа, расходы по содержанию которого покрываются обществом Китайской Вост. жел. дороги. См. Чернушевич, "Материалы к истории П. стражи" (СПб., 1900—1903).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.