Плетнев

Плетнев
Петр Александрович (1792—1862) — известный критик пушкинской эпохи, происходил из духовного звания, образование получил в тверской семинарии и в главном педагогическом институте, был учителем словесности в женских институтах и кадетских корпусах. В 1832 г. занял кафедру русской словесности в С.-петербургском унив., в котором с 1840 до 1861 г. состоял и ректором. П. принадлежал также к составу второго отделения академии наук со времени его образования в 1841 г.; преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и др. особам царского дома. Очень рано П. близко сошелся с Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, П. был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь; всем им П. служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили. Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х гг. появлялись в "Соревнователе", "Трудах Вольного общества любителей российской словесности", "Северных цветах" и др. журналах и альманахах и которые при гладкости стиха местами не лишены изящества и поэтического огонька, П. вскоре перешел к литературной критике, сделавшись выразителем теоретических воззрений пушкинского кружка. Уже в первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова (в "Соревнователе", 1822 г.), П. доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врожденный талант должен потратить массу труда чисто технического, чтобы вполне овладеть формою и придать ей гармонию, изящество, красоту. Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех стремлений пушкинского кружка: первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма с его стремлением путем риторики и пиитики искусственно создавать поэтов; вторая соответствовала сущности литературного движения того времени, задачею которого была именно выработка форм поэзии и языка. Главная заслуга П. заключалась в том, что уже в начале 1820-х гг., еще ранее критических очерков не только Веневитинова, Киреевского, Надеждина, но и Полевого, он ввел характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся еще в 1822 г. оценки Жуковского и Батюшкова. П. уже тогда предвидел, что русской литературе предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать, наконец, на народную почву. В статье по поводу идиллии Гнедича "Рыбаки" (1822) он делит поэзию на "всеобщую", или "неопределенную", и "народную" и отдает предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе П. в 1833 г. посвятил целую речь, в которой указывал на значение народной стихии для литературы с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х гг. П. составил себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, о ее связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости "красок и жизни", без которых литература сделалась бы "сухим изложением отвлеченностей". Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, П. не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, П. всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и вообще признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя с его сильными и слабыми сторонами: ему принадлежит одна из лучших оценок "Мертвых Душ" (в "Современнике", 1842 г.). Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило П. с восторгом приветствовать многие восходящие светила 1840 г. — Тургенева, Достоевского, Писемского, Островского, Плещеева, Ап. Майкова, Полонского. Белинского, однако, он не в состоянии был понять и относился к нему с озлоблением. В продолжение семи лет (с конца 1824 г.) с бароном Дельвигом, а с 1832 г. — с Пушкиным, П. разделял труды по редактированию "Северных цветов", а в 1838—46 гг. был преемником Пушкина по редактированию "Современника"; но последний журнал в руках П. мало принимал участия в новом литературном движении. "Сочинения и переписка" П. изданы Я. Гротом в трех томах (СПб., 1885). Много материалов для характеристики П. в "Переписке Я. К. Грота с П. А. Плетневым" (СПб. 1896). См. ст. Скабичевского в "Вестнике Европы" (1885, № 11) и Л. Майков, "Историко-литературные очерки" (СПб., 1895).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Плетнев" в других словарях:

  • Плетнев В. Ф. — Плетнев В. Ф. ПЛЕТНЕВ Валериан Федорович (1886 ) писатель, критик. Работал столяром. Член партии с 1904. Был дважды в ссылке. Один из теоретиков и руководителей Пролеткульта (см.), написал для пролеткультовского театра несколько пьес («Лена»,… …   Литературная энциклопедия

  • Плетнев П. А. — Плетнев П. А. ПЛЕТНЕВ Петр Александрович (1792 1865) критик и поэт. С 1832 профессор русской словесности Петербургского университета. С 1840 по 1861 его ректор. С 1841 академик по отделению русского языка и словесности. В течение 20 лет П. был… …   Литературная энциклопедия

  • ПЛЕТНЕВ — Дмитрий Дмитриевич (род. 1872), выдающийся профессор терапевт, заслуженный деятель науки. Окончил Московский ун т в 1896 г., после чего работал в клинике Павли нова, Шервинского и Голубинина в качестве ординатора и ассистента. В 1906 г. защитил… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Плетнев — Плетнев, В. (род. в 1886 г.) член ВКП(б) с 1904 г., по профессии столяр. С 1901 г. до революции работал по специальности на разных фабриках, заводах и железнодорожных мастерских Москвы и Петербурга. С 1911 до 1914 г. и с 1915 до 1917 г. находился …   1000 биографий

  • Плетнев — ПЛЕТЕНЕВ ПЛЕТУХИН ПЛЕТЮХИН ПЛЕТЕНЕВ ПЛЕТУХИН ПЛЕТЮХИН Конечно, не от плетень плетеная ограда, а от севернорусского плетень выдумщик, фантазер, тот, кто небылицы плетет. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) ПЛЕТНЁВ Всем… …   Русские фамилии

  • Плетнев Петр Александрович — Плетнев (Петр Александрович, 1792 1862) известный критик Пушкинской эпохи, происходил из духовного звания, образование получил в тверской семинарии и в главном педагогическом институте, был учителем словесности в женских институтах и кадетских… …   Биографический словарь

  • ПЛЕТНЕВ Дмитрий Дмитриевич — (1872 1941) российский терапевт. Заслуженный деятель науки России (1933). Один из основателей кардиологии в СССР; труды по инфекционным болезням, проблемам психосоматики, истории и методологии медицины. Репрессирован; реабилитирован посмертно …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЛЕТНЕВ Михаил Васильевич — (р. 1957) российский пианист, дирижер. С 1978 солист Московской филармонии. С 1990 художественный руководитель и главный дирижер Российского национального симфонического оркестра. В репертуаре выделяются произведения П. И. Чайковского. 1 я премия …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЛЕТНЕВ Петр Александрович — (1792 1865/66) русский поэт, критик, академик Петербургской АН (1841). В 1838 46 издатель и редактор Современника ; статьи о К. Н. Батюшкове, В. А. Жуковском, И. А. Крылове, Н. В. Гоголе …   Большой Энциклопедический словарь

  • Плетнев, Михаил Васильевич — Пианист, главный дирижер Российского национального симфонического оркестра с 1990 г.; родился в 1957 г.; с 1978 г. был солистом Московской филармонии; автор музыкальных произведений; удостоен звания "Почетный профессор Московской… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Плетнев, Петр Александрович — литератор и критик, академик, профессор и ректор Императорского С. Петербургского Университета, родился, согласно принятой в жизнеописаниях его дате, 10 го августа 1792 г., по собственному свидетельству, в Твери (по показанию же его биографов, в… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»