Пизистрат

Пизистрат
(Πεισίστρατος) — сын Гиппократа из рода Филаидов, того самого, к которому принадлежал Мильтиад, а также воспетый Гомером П., сын Нестора, принявший радушно в Пилосе Одиссеева сына Телемаха и сопровождавший гостя в Спарту к Менелаю (Одиссея III, 400, 415, 454, 481; IV, 155; XV, 4, 44). Знатный, богатый, щедрый, П. отличился в войне с мегарянами, окончившейся возвращением Саламина афинянам (570 г. до Р. Хр.): П. было в это время около 40 лет от роду (он был на 30 лет моложе Солона). Еще раньше П. приобрел расположение беднейшего класса жителей Аттики и прослыл усердным предстателем народной массы. Он искусно воспользовался политическими и экономическими смутами, возобновившимися с новой силой по завершении Солоновых преобразований. Сложились три партии в зависимости от трех областей Аттики, от преобладающего в каждой из них рода занятий и от степени экономического благосостояния жителей: педиаки, или педиэи, с Ликургом во главе — по преимуществу знатные и богатые землевладельцы кефисской равнины, сторонники олигархического правления; паралии, или паралы, с вождем Алкмеонидом Мегаклом — средняя политическая партия, состоявшая преимущественно из торговых людей и ремесленников, занимавших западное побережье Аттики и составлявших значительную часть городского населения; наконец, диакрии (или гиперакрии, эпакрии), беднейшие земледельцы и пастухи горных частей страны, образовали третью партию, во главе которой стал П. Народное собрание предоставило в его распоряжение 50 человек, вооруженных дубинами, и в 561—60 г. П. стал тираном. Противодействие Солона замыслам П. не нашло поддержки в народе; законодатель был пассивным свидетелем того, как демократия, им организованная, сменилась самовластием народного любимца. Не успела, однако, власть П. окрепнуть, как вожди остальных партий, Ликург и Мегакл, соединили свои силы против общего врага и тиран был изгнан (556—5). Через шесть лет он был возвращен в Афины при участии вождя паралиев и при помощи обмана легковерной толпы (550—549). Обидев свою жену, дочь Мегакла, П. вынужден был покинуть Афины вторично и только на одиннадцатый год возвратился в Афины, уже завоевателем. Во время второго изгнания он жил сначала на македонском побережье, потом внутри Македонии, на добытые здесь деньги нанял войско и отправился на Евбею в Эретрию, где ему оказали содействие державшие тогда власть в своих руках всадники. Помогали П. также фивяне, фессалийцы, наксосский владыка Лигдамид; от аргивян он получил вспомогательный отряд в 1000 чел., женившись на знатной аргивянке Тименассе, вдове одного из Кипселидов; не безучастно относились к нему и другие эллины. На этот раз П. явился в Афины как монарх, с требованием возвратить ему его власть и владения; опирался он при этом уже не на хитрость и обман, а на довольно значительные военные силы, состоявшие частью из наемников, частью из добровольных соратников, и свидетельствовавшие, что в то время у эллинов не сложилось еще представление о тиране как о существе ненавистнейшем, заслуживающем жесточайшей участи. На территории Аттики, на пути от Марафона к Афинам, П. разбил выставленное против него афинское войско и овладел городом (540—39). С этого времени П. правил спокойно в течение 12 лет: на 82-м или 83-м году жизни он умер от болезни (528—7). Хотя и раньше было известно, что П. достигал тирании и держался во власти не одним обманом и насильственными средствами, не тем только, что содержал отряд телохранителей, проводил на высшие должности своих родственников, обезоружил афинских граждан и находился в сношениях с иноземными владыками, — но с открытием "афинской политии" Аристотеля стало невозможным сомневаться, что наибольшую силу П. давало сочувствие большинства населения Аттики. Это сочувствие вызывалось заботами П. об экономическом благосостоянии народа, а также принижением знатных афинских родов, которые к политическому бесправию массы всегда готовы были прибавить гнет экономический. По словам Аристотеля, отчасти повторяющим Фукидида, П. в управлении государством старался сообразоваться с существующими установлениями и нравами. Показание Аристотеля, что во время тирании Солоновы законы не применялись к делу и пришли в забвение, должно относиться не к самому П., а к Пизистратидам. Особенно превозносим был П. простыми людьми за доступность и добросердечие; простонародья он ничем не отягощал, напротив, старался обеспечить ему мир извне и спокойствие внутри государства; нуждающимся крестьянам он выдавал денежные ссуды, заботясь о том, чтобы они могли содержать себя земледелием; учредил судей по околоткам (демам), часто покидал город для обозрения Аттики, разрешал споры по деревням и наблюдал за отправлением правосудия. Поэтому-то часто можно было слышать, как единоличное управление П. называлось кроновым, т. е. золотым веком; по той же самой причине, замечает Аристотель, "он долгое время сохранял власть за собою, и если его и изгоняли, то он без труда добивался власти снова". Он улучшил пути сообщения, перестроил город по определенному плану, украсил его новыми общественными зданиями; все это давало заработок беднейшему классу городских жителей, оживляло промыслы и торговлю. Вместе с благосостоянием поднималось чувство народной гордости. П. увеличил великолепие празднеств Афины, богини-покровительницы города (так назыв. великих панафеней), и установил их периодичность, приурочив к третьему году каждой олимпиады; он обратил особенную заботливость на чествование Диониса, божества простых людей, по преимуществу, заступника рабов, друга поселян. К прежним, деревенским праздникам в его честь П. присоединил городские, или великие, дионисии, праздновавшиеся ежегодно в марте-апреле месяце. Они вскоре сделались средоточием драматических и лирических состязаний и привлекали в Афины много иноземцев. Начатки трагедии положены были в это время приглашением из Икарии Феспида, первого афинского актера и составителя трагедий (между 536 и 532 гг.). Благодаря усилиям П. Афины уже с того времени получали значение "школы Эллады". Ономакриту, Орфею Кротонцу и Зониру предание приписывало первую редакцию гомеровских поэм; с именем П. связывалось начало обычая исполнять гомеровские песни по государственному списку на панафенейском празднестве. Наконец, образование первого общественного книгохранилища также приписывалось П. Тирания П. способствовала социальному и политическому равенству; знатные должны были подчиниться общим для всех законам и господствовавшей над всеми власти тирана; реакционные попытки евпатридов были подавлены; борьба и смуты на время улеглись; Солоновы законы могли войти в самую жизнь; благосостояние массы поднялось; демос окреп. О сыновьях П., Пизистратидах, см. Гиппий и Гиппарх. Ср. Геродот (I, 59—64); Фукидид (I, 20; VI, 54—57); Аристотель, "Афинская полития" (13—17). Кроме общих сочинений по истории Греции, см. Haeuisch, "De P. et Hippiae tyrannide" (1862); Bethe, "Athen unter d. Herrschaft d. P. und Hippias" (1864); Мищенко, "Опыт по истории рационализма" (Каз., 1884, стр. 139—147); Бузескул, "Афинская полития" (Харьк., 1895, стр. 199—215, 853—379).
Ф. M.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Пизистрат" в других словарях:

  • Пизистрат — (Pisistratus, Πεισίστρατος). Афинский тиран, захвативший власть в отсутствие Солона в 560 г. до Р. X. Он два раза подвергался изгнанию из Афин, но, утвердив свою тиранию в третий раз, оставался тираном до своей смерти, т. е. до 526 г. до Р. X.… …   Энциклопедия мифологии

  • Пизистрат — Писистрат, сын Гиппократа (др. греч. Πεισίστρατος) (ок. 600 до н. э., Афины весна 527, там же) афинский тиран в 560 527 до н. э. (с перерывами). Принадлежал к знатному роду Писистратидов, возводившему себя к Нестору, царю Пилоса, участнику… …   Википедия

  • Тирания и тираны в древней Греции — Слова: тирания (τυραννίς) и тиран (τύραννος), по всей вероятности, восточного происхождения (лидийского или фригийского?) и впервые встречаются у поэта Архилоха. Древние греки связывали с ними иное понятие, нежели мы: теперь Т. мы называема… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тирания — и тираны в древней Греции. Слова: тирания (turanniV) и тиран (turanoV), по всей вероятности, восточного происхождения(лидийского или фригийского?) и впервые встречаются у поэта Архилоха.Древние греки связывали с ними иное понятие, нежели мы:… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Афины — I (греч. Αθήναι, лат. Athenae) город, служивший в древности, как в культурно историческом, так и в политическом отношениях (в последнем, впрочем, только временно) главным средоточием эллинской жизни и прозванный древними поэтами оком Эллады ; в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Солон — (Solon, Σόλων). Знаменитый афинский законодатель, один из семи греческих мудрецов, род. около 638 г. до Р. X. Еще в юности он проявил поэтическое дарование. Он вступил на политическое поприще по случаю отказа афинян от всяких притязаний на о.… …   Энциклопедия мифологии

  • Афинская Полития — (Άθηναίων Πολιτεία) трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так назыв. Политий , содержавшего в себе историю и описание строя не менее 158 государств греческих и варварских. В древности и в начале нашей эры на …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Библиотека — (Βίβλιοθήκη, по греч. собрание книг). Имеющиеся у нас сведения о древних библиотеках крайне скудны. Древнейшей Б. считается Б. египетского царя Осимапзиоса (см. это слово), которая, по мнению одних, находилась в Мемпониуме, по мнению же других в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гиппий и Гиппарх — сыновья афинского тирана Пизистрата. Г. был старший из братьев (род. в промежуток времени от 565 до 560 г. до Р. Х.). Когда, во время своего вторичного изгнания из Афин, Пизистрат подготовил решительный удар для упрочения своей тирании, его… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Греция — I 1) География (см.); 2) Метрология (см.); 3) Древняя история (см.); 4) Новая история (см.); 5) Современное государственное устройство и финансы (см.). О греческой литературе, языке, философии, музыке, искусстве см. отдельные статьи. Г.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»