Перуджино

Перуджино
Пьетро (Perugino), собственно П. Вануччи (Vanucci) — знаменитый итальянский живописец, главный мастер умбрийской школы, учитель великого Рафаэля. Род. в Читта-делла-Пьеве в 1446 г.; умер в Кастелло-Фонтиньяно, близ Перуджии, в 1524 г. Художественное образование получил в Перуджии, но под чьим именно руководством — неизвестно; с некоторой вероятностью можно предположить, что его учителем был Бенедетто Буонфильи. Во всяком случае, он вначале держался направления староумбрийской живописи, но, попав во Флоренцию, усовершенствовал свой стиль через изучение тамошних мастеров; Вазари говорит, что он учился здесь у А. дель-Верроккио, хотя в его работах нисколько не отражается влияние этого художника. Ранние произведения П. — фрески, исполненные в 1475 г. в большой зале городской ратуши Перуджии и в 1478 г. в одной из капелл Черквето, — в настоящее время не существуют. В 1480 г. П. был вместе с несколькими флорентийскими мастерами вызван в Рим для украшения стенной живописью Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Здесь были им написаны: "Вознесение Богоматери на небо". "Младенец-Моисей, найденный дочерью фараона, "Рождество Христово", "Крещение Господне" и "Вручение ключей ап. Петру". Из этих фресок уцелели только две последние, первые же три папа Павел III приказал уничтожить для того, чтобы освободить место для "Страшного Суда" Микеланджело. Занимаясь в Сикстинской капелле, П. нередко отлучался во Флоренцию, где завел свою главную мастерскую; затем он усердно трудился то в этом городе, то в Перуджии, то в других местах Италии, куда его приглашали как одного из искуснейших живописцев того времени. Свои первые станковые картины, каковы например небольшая Мадонна Лондонской национальной галереи и круглая "Мадонна с четырьмя ангелами" Луврского музея в Париже, он писал темперой и только с 1494 г., побывав в Венеции, стал работать масляными красками. Наилучшей порой его деятельности надо считать 1494—1500 гг. Произведения, исполненные им в эту пору, полны своеобразного религиозно-мечтательного настроения, в высшей степени проникнуты неподдельным и глубоким чувством благочестия, отличаются силой выражения благородных, необыкновенно привлекательных фигур и теплым, энергичным колоритом. К числу таких произведений принадлежат картины: "Снятие с креста" (находится в галерее Питти во Флоренции), "Богоматерь на троне", написанная для перуджийской ратуши (теперь в Ватиканском музее), "Воскресение Христово" (там же), "Мадонна во славе" (в Болонской пинакотеке) и "Вознесение" (в Лионском музее), фреска "Распятие" в церкви Санта-Мариа-Маддалена-деи-Пацци во Флоренции и стенная и плафонная живопись в Меняльной палате (Sala del cambio) в Перуджии, представляющая соединение религиозных сюжетов с аллегорическими изображениями и орнаментом. Этим перлам искусства уступают в достоинстве следовавшие за ними работы П. — "Взятие Богородицы на небо", написанное для монастыря Валломброзы (ныне во Флорентийской акад. художеств), "Обручение Богоматери" для перуджийского собора (ныне в Каннском музее во Франции), "Битва Любви с Непорочностью" (в Луврском музее) и некот. др. Чем дальше, тем заметнее клонилось творчество П. к упадку; будучи завален заказами, знаменитый мастер стал относиться к ним менее серьезно, исполнял их при помощи своих учеников, так сказать, по однажды выработанному шаблону, вследствие чего в произведениях последних лет жизни П. мы видим его часто повторяющимся, утратившим прежнюю искренность чувства, аффектированным в экспрессии, сухим и жеманным в рисунке. Однако и среди таких произведений можно указать на некоторые весьма удачные, каковы например картины "Мучение св. Севастиана", "Рождество Христово", "Крещение" и "Преображение" (в перуджийской пинакотеке) и фреска "Рождество Спасителя", перешедшая из церкви в Фонтиньяно в лондонский Соут-Кенсингтонский музей. В 1508 г. П. снова работал в Ватикане, где им тогда украшен живописью потолок "Комнаты Пожара" (Stanza del'Incendio). Кроме Рафаэля, в школе П. получили образование многие художники, из которых самыми значительными после "божественного" урбинца были: Джованни ди-Пьетро, прозванный Ло-Спанья, Джанникола ди-Паоло, Эузебио ди-Сан-Джорджо и Джерино да-Пистойя. Ср. В. Orsini, "Vita, elogio e memorie dell'egregio pittore Pietro Perugino" (Перуджия, 1804); "Geschichte d. Italienisch. Malerei v. J. A. Clowe и G. B. Cavalcaselle, Deutsche Original-Ausgabe besorgt v. M. Jordan", (Лейпциг, т. 4, 1871); M. Jordan, "Pietro Perugino" (в P. Доме "Kunst и Künstler d. Mutelalters u. d. Neuzeit" (2 изд., I т.); А. Вышеславцев, "Умбрия и живописные школы Северной Италии" (СПб., 1885).
А. С—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Перуджино" в других словарях:

  • Перуджино — Пьетро (Perugino, Pietro), наст. имя Пьетро Вануччи Ок. 1445, Читта ди Пьеве 1523, Фортиньяно. Итальянский живописец. Мастер умбрийской школы. Работал в Перудже, Риме, Флоренции, Венеции, Орвието, Мантуе и др. городах. В творческом формировании… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Перуджино — Пьетро Перуджино Автопортрет. 1497 1500 Имя при рождении: Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи Дата рождения: 1446 Дата смерти: 1524 …   Википедия

  • Перуджино — (Perugino; собственно Ваннуччи, Vannucci)         Пьетро (между 1445 и 1452, Читта делла Пьеве, Умбрия, февраль март 1523, Фонтиньяно, там же), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы (См. Умбрийская школа) позднего кватроченто.… …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕРУДЖИНО — ((ок. 1445 1523) итал. художник) Там в окне, под фреской Перуджино, Черный глаз смеется, дышит грудь: Кто то смуглою рукой корзину Хочет и не смеет дотянуть... АБ909 (III,105) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Перуджино Пьетро —         (Perugino; собственно Ваннуччи, Vannucci) (p. между 1445 1452 ум. 1523), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель умбрийской школы. Испытал влияние Пьеро делла Франческа, нидерландских мастеров, а также А. Верроккьо …   Художественная энциклопедия

  • ПЕРУДЖИНО (Perugino) Пьетро — ПЕРУДЖИНО (Perugino) (наст. фам. Ваннуччи Vannucci) Пьетро (между 1445 и 1452 1523), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы Раннего Возрождения. Созерцательное идиллическое настроение, тонкость пейзажных фонов сочетаются с ясностью …   Большой Энциклопедический словарь

  • Перуджино Пьетро — Перуджино (Perugino; собственно Ваннуччи, Vannucci) Пьетро (между 1445 и 1452, Читта делла Пьеве, Умбрия,‒ февраль ‒ март 1523, Фонтиньяно, там же), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы позднего кватроченто. Испытал влияния Пьеро …   Большая советская энциклопедия

  • Перуджино Пьетро — (Perugino), настоящая фамилия Ваннуччи (Vannucci) (между 1445 и 1452  1523), итальянский живописец умбрийской школы Раннего Возрождения. Созерцательное идиллическое настроение, тонкость пейзажных фонов сочетаются с ясностью, уравновешенностью… …   Энциклопедический словарь

  • Перуджино, Пьетро — Пьетро Перуджино Автопортрет. 1497 1500 Имя при рождении: Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи Дата рождения: 1446 Дата смерти: 1524 …   Википедия

  • Перуджино Пьетро — Пьетро Перуджино Автопортрет. 1497 1500 Имя при рождении: Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи Дата рождения: 1446 Дата смерти: 1524 …   Википедия

  • ПЕРУДЖИНО Пьетро — (Perugino) (ок. 1450 1523), итальянский живописец раннего Возрождения, представитель умбрийской школы. Его настоящее имя Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci). Перуджино родился в городке Читта делла Пьеве в Умбрии, близ Перуджи. Вероятно, в… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»