- Переходные типы
-
y человека весьма многочисленны как по отношению к физическим признакам, так и ступеням культуры. Они могут быть названы переходными в том смысле, что являются промежуточными между типами более характерными, определенными, обособленными, а иногда указывают собой действительно на переход от одного типа в другой или на их смешение между собой. Существование таких типов вполне понятно и неизбежно при допущении единства происхождения человеческого рода, при кровном смешении между собой различных рас и племен и при последовательной эволюции человеческого рода и культуры. На сколько бы пород и по каким бы признакам мы ни делили человечество, всегда окажутся племена, не подходящие под установленные типы и представляющие собой смешение признаков. При делении, например, людей по цвету кожи мы встречаемся с племенами, представляющими промежуточную окраску между типичным негром и европейцем; при делении по форме волос — промежуточные типы между шерсто- и прямоволосыми. Чистые брюнеты и чистые блондины (с белокурыми волосами и голубыми глазами) связываются между собой множеством промежуточных типов шатенов то с более светлыми (серыми), то с более темными (карими) глазами; характерные долихокефалы (длинноголовые) подобным же образом связываются с характерными брахикефалами (короткоголовыми) всеми ступенями мезокефалии (среднеголовости) и т. д. Нечто подобное мы встречаем и при изучении истории культуры. Есть немало народов, представляющих переход от звероловной стадии к пастушеской, от пастушеской к земледельческой, оседлых половину года и кочующих в другую половину и т. п. Переходы от употребления в качестве материала для орудий камня к употреблению для той же цели металла, от пользования медью или бронзой к пользованию железом, от жилища в земле (землянки) к жилищу на земле (хате, избе), от круглой юрты или кибитки к многоугольной и четырехугольной деревянной постройке, от меновой торговли к денежной, от матриархальной семьи к патриархальной, от грубого анимизма и шаманизма к более сложным и утонченным стадиям политеизма и монотеизма — представляют также разнообразные примеры промежуточных состояний между более резко обособленными и типичными. Изучение этих промежуточных стадий по отношению как к физическим признакам, так и к психическим и культурным весьма важно и плодотворно в целях эволюционной теории, так как только этим путем можно выяснить себе ход физического и психического развития человека от его древнейших и первобытных стадий до новейших и наиболее совершенных.Д. А.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.