Первородный грех


Первородный грех
или прародительский грех (peccatum originale, vitium originis). — По библейскому учению, грехопадение (см.) Адама не только внесло порчу в природу прародителей, но отразилось преемственно и на всех их потомках. До падения человек имел ясный и светлый ум, так что он мог проникать в природу вещей (Быт., ii, 19—20; 22—24), после падения разум человека глубоко помрачился, так что теперь человек с большим трудом, с большими предварительными ошибками может приобретать познание об окружающих его предметах видимого мира. До падения человек находился в ближайшем общении с Богом и потому имел о Нем ясное и правильное познание (ср. Быт., I, 27—30; II, 19, 22; III, 8); после падения человек естественным путем может приобретать только самое общее представление о Боге (ср. посл. к Римл., I, 19—20; псал., XVIII, 2), а сообщаемые ему путем божественного откровения истины оказываются для него непонятными и непостижимыми (см. Исайи, VI, 9—10; ср. Иерем., V, 21; Матф., XIII, 13—15; Map., IV, 12; Лук., VIII, 10; Иоан., XII, 39—40; Деян. Апост., XXVIII, 26—27; Римл. XI, 8). Наклонность воли ко греху сделалась уделом всех людей (Быт., VI, 5; посл. к Римл., VII, 18—19; 21—23), и человек должен употреблять большие усилия, чтобы побороть в себе эту наклонность и идти по пути добра (Матф., XI, 12; ср. Лук., XVI, 16). До падения сердце Адама и Евы отличалось чистотой и непорочностью, было исполнено высоких чувств; после падения в сердце прародителей и их потомков появились нечистые, чувственные пожелания и стремления к благам мира сего как к источнику счастья. До падения тело человека отличалось крепостью и силой и не испытывало болезней, которым оно подвергается после падения. Завершением всякого рода физических бедствий, которым человек подвержен вследствие П. греха, является телесная смерть (Быт., II, 17; ср. III, 19; Числ., XVI, 29; ib. XXVII, 3; Римл. V, 12; 1 посл. к Коринф., XV, 21—22). Наконец, в связи с грехопадением находится и лишение того блаженного, райского состояния, которое уготовано было первым людям (Быт., III, 22—24). По учению православной церкви, таинство крещения изглаживает, уничтожает в человеке П. грех, т. е. очищает греховность человеческой природы, унаследованную от прародителей; через крещение человек перестает быть виновным перед Богом, благодатию Св. Духа вследствие заслуг Искупителя, но самых следствий П. греха крещение не уничтожает: наклонность ко злу более, чем к добру, болезни, смерть свойственны и людям возрожденным. Учением о П. грехе, распространившемся на весь род человеческий, обосновывается необходимость Искупления (см.). По учению католической церкви, человек, созданный Богом как существо чувственно-разумное, испытывал борьбу противоположных стремлений души и тела: созданная по образу и подобию Божию душа проникнута была высшими стремлениями — любовью к Богу, надеждой на Бога, желанием познать Бога и т. п.; тело, напротив того, исполнено было низших инстинктов, направленных к плоти и миру. Для устранения борьбы, вытекающей из такого первобытного состояния, Бог даровал человеку натуральную благодать, или "благодать первобытной праведности", утраченную вследствие П. греха, который возвратил человека в прежнее состояние. Между тем, благодать была для человека таким даром, который он обязан был сохранить (justitia debita); за утрату ее он подвергся гневу Божию, и прежнее состояние сделалось для него состоянием наказания, в которое он низведен вследствие падения. Что касается естественных сил человека, то они, несмотря на их склонность ко взаимной борьбе, остались после падения в таком же состоянии, в каком были по создании человека, прежде дарования ему сверхнатуральной благодати. Это учение, сделавшееся господствующим в латинской церкви, высказано было Ансельмом Кентерберийским (умер в 1109 г.), с особенной ясностью изложено Дунсом Скотом (умер в 1308 г.) и в основных чертах принято Триентским собором. По другому учению, существовавшему в латинской церкви и принятому блаженным Августином, сущность П. греха состоит в похоти, т. е. в том расстройстве природы человека, которое произошло вследствие падения. Чувственная природа человека, находившаяся до падения в полном подчинении духу и без всякого сопротивления исполнявшая сообразное с его природой служение, после падения вышла из подчинения духу, перестала быть служебным орудием его, мало того — стала брать перевес над ним. По лютеранскому учению, изложенному в "Аугсбургском Исповедании" и его "Апологии", сущность П. греха состоит прежде всего в недостатке первобытной праведности, т. е. в недостатке того совершенства, которое было свойственно природе первого человека — главным образом совершенства высших, духовных способностей человека; отсюда отвращение воли от Бога, непослушание сердца определениям закона Божия, утрата чистоты и умеренности чувственного желания. С другой стороны, сущностью П. греха является похоть, т. е. состояние глубокого повреждения, заменившее собой первобытную правдивость. Некоторые протестантские секты дошли впоследствии до полного отрицания П. греха: отчасти арминиане, еще более социниане повторили учение пелагиан (см.), отвергавшее всякую генетическую связь между грехопадением прародителей и грехами их потомков. Сведенборгиане отвергли сам исторический факт падения первых людей: позднейшие рационалистические теологи стали отвергать как наследственный прародительский грех, так и сам исторический факт падения прародителей. Ср. митроп. Макарий, "Православно-догматическое богословие" (т. I, СПб., 1868); еписк. Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. III, Киев, 1885), В. Велтистов, "Грех, его происхождение, сущность и следствия" (критико-догматическое исследование, М., 1885); Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию" (Новочеркасск, 1891); И. Трусковский, "Руководство к обличительному богословию" (Могилев, 1889); H. Теодорович, "Учение тридентского собора о П. грехе и оправдании в связи с православным и протестантским учением о том же предмете" (Почаев, 1886).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Первородный грех" в других словарях:

  • ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ — понятие утраты земли обетованной. Согласно христ. учению, человеческий род унаследовал первородный грех, совершенный первым человеком, и утратил первоначальную милость, т.е. не заслуженное человеком положение приемыша Бога; следствием этого… …   Философская энциклопедия

  • Первородный грех — ПЕРВОРОДНЫЙ, ая, ое (стар.). Родившийся первым, самый первый. П. сын. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • первородный грех — сущ., кол во синонимов: 1 • изначальная ошибка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Первородный Грех —  Первородный Грех  ♦ Péché originel    Грехопадение, совершенное Адамом и Евой, в результате которого все мы стали грешниками. Идея первородного греха, в целом не приемлемая для сознания нового времени, прекрасно выражена Паскалем: «Мы должны… …   Философский словарь Спонвиля

  • Первородный грех — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы …   Википедия

  • ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ — согласно христианскому вероучению, состояние всего человеческого рода, приобретенное им в результате грехопадения Адама. Учение о прирожденной греховности, унаследованной всеми людьми от Адама, основано на рассказе о грехопадении в Книге Бытия,… …   Энциклопедия Кольера

  • Первородный грех — (или прародительский) – см. Грех. По учению православной церкви, таинство крещения изглаживает в человеке П. грех, очищает греховность человеческой природы, унаследованную от прародителей; крещение, чрез благодать Св. Духа, освобождает… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Первородный грех — Книжн. Устар. Основной, первоначальный грех, ошибка, от которой происходят все остальные. БТС, 792. /em> Восходит к Библии. БМС 1998, 136 …   Большой словарь русских поговорок

  • Первородный грех — (original sin), в христианстве учение, согласно к рому грех Адама, первого человека, был унаследован всем человечеством и сообщает человеку склонность поступать дурно. Учение о П.г. было сформулировано в соч. Августина. Хотя нек рые раннехрист.… …   Народы и культуры

  • ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ — см. Грехопадение …   Атеистический словарь

Книги

  • Первородный Грех, . Кто убил Наблюдателя? Молчаливый гигант наблюдал за всеми ключевыми событиями вселенной Marvel. Казалось, он неприкасаем. Но теперь он убит. Чтобы найти виновных, Ник Фьюри собирает самую… Подробнее  Купить за 926 руб
  • Первородный грех, Ф. Д. Джеймс. Литературный мир Лондона потрясен таинственным убийством! Труп ведущего сотрудника одного из крупнейших издательств Англии обнаружен прямо на рабочем месте... Многоопытный следователь Адам… Подробнее  Купить за 430 руб
  • Первородный грех, Мариус Габриэль. Джоулу Ленноксу, несмотря на молодость, пришлось повидать столько опасностей, боли и горя, что этого с лихвой хватило бы, чтобы сломать любого человека... но не его, одержимого одной целью:… Подробнее  Купить за 380 руб
Другие книги по запросу «Первородный грех» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.