Пекинская духовная миссия


Пекинская духовная миссия
Когда в 1685 г. Албазин сдался китайским войскам, 45 человек русских вместе с несколькими женщинами и детьми изъявили желание принять китайское подданство. Они увлекли с собой и священника Максима Леонтьева. По прибытии в Пекин они были включены в особую роту восьмизнаменного войска, поселены в самом Пекине и для отправления богослужения получили небольшую буддийскую кумирню, которую переделали в православную часовню. Ввиду преклонного возраста отца Максима как он сам, так и его прихожане неоднократно обращались через начальников приходивших в Пекин торговых караванов к тобольскому митрополиту и к Синоду с просьбой о присылке нового священника. Петр Великий задумал отправить в Пекин целую духовную миссию. Переговоры об этом с китайским правительством пришли к благополучному концу уже после смерти отца Максима (в 1711 или 1712 г.). Согласие на прием миссии было дано в 1712 г. вместе с извещением об отправлении к калмыцкому хану Аюки особого китайского посольства, которое под наблюдением русского комиссара должно было на возвратном пути привезти в Пекин духовную миссию. Последняя прибыла в Пекин только в конце 1715 г. Члены ее были зачислены на китайскую службу с известными чинами и определенным жалованьем (очень ничтожным — на всех 428 руб. 70 коп. в год). При назначении третьей миссии русское правительство добилось (в 1737 г.) отмены зачисления ее членов на китайскую службу, но получение ею содержания от китайского правительства продолжалось до 1858 г., когда было отменено 10 статьей Тянь-цзиньского договора. Отправление в Пекин русских духовных миссий было окончательно утверждено только в 1727 г. статьей 5 Кяхтинского договора, определившего ее состав (4 духовных лица и 6 учеников). Духовная миссия обыкновенно состояла из архимандрита (назначение епископа встретило отпор со стороны китайского правительства), двух иеромонахов, одного иеродиакона и доктора; прочие — причетники и ученики. Все они должны были оставаться в Пекине до прибытия новой миссии, и только Тянь-цзинский договор 1858 г. разрешил членам миссии свободный выезд и приезд когда угодно и как угодно. Срок пребывания миссии в Пекине был назначен десятилетний, но иные миссии по разным причинам оставались там и долее. Своей главной цели — поддерживать православие среди потомков пленных албазинцев — миссия, несмотря на все старания [В миссию архимандрита Флавиана (теперь архиепископ варшавский) были переведены на китайский язык почти все богослужебные книги, священная история и т. д.] некоторых архимандритов, всегда достигала в очень слабой степени, так как путем смешанных браков албазинцы очень скоро обратились в настоящих китайцев, совершенно индифферентных к делу религии и опустившихся как в материальном, так и в нравственном отношении. Более успешна была деятельность миссии в качестве посредницы в дипломатических сношениях России с Китаем (до открытия в 1861 г. дипломатической миссии), для чего она оставалась до 1863 г. в ведении министерства иностранных дел. Главная заслуга духовной миссии — в том, что она доставила России многих знатоков китайского и маньчжурского языков (Россохин, Владыкин, Леонтьев, Липовцев, арх. Иакинф, Аввакум, в особенности арх. Палладий); из ее членов и учеников вышли все первые профессора и преподаватели этих языков в России (арх. Даниил Сивиллов, О. П. Войцеховский, К. А. Скачков, профессор В. П. Васильев, И. И. Захаров, Д. А. Пещуров). В начале 50-х гг. К. А. Скачковым была устроена при миссии магнитная и метеорологическая обсерватория, теперь обращенная в метеорологическую станцию. На средства министерства иностранных дел члены миссии издали 4 тома своих трудов (СПб., 1852—66). В настоящее время духовная миссия, кроме 2 П. церквей, заведует еще церковью в деревне потомков албазинцев (здесь живет священник из китайцев) и церквами в Калгане и Хань-Коу. В "Православном собеседнике" за 1887 г. помещено исследование иеромонаха Николая Адоратского (член миссии, потом епископ оренбургский): "История П. духовной миссии", дающее и литературу предмета.
А. О. И.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Пекинская духовная миссия" в других словарях:

  • Пекинская духовная миссия — Вид северного подворья Российской духовной миссии в Пекине, 1850 год Русская духовная миссия в Пекине  церковно политическое представительство Российской Церкви и государства, действовавшее в Пекине в XVII XX веках. Деятельность Миссии была… …   Википедия

  • Пекинская духовная миссия — – учреждена в 1712 г. Основанием ее был переход в 1685 г. 45 чел. русских во главе со священником о. Максимом в китайское подданство. Поселившись в Пекине, они устроили из буддийской кумирни православную часовню и отправляли службы церковные …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Русская духовная миссия в Пекине — Вид северного подворья Российской духовной миссии в Пекине, 1850 год Русская духовная миссия в Пекине  церковно политическое представительство …   Википедия

  • Русская духовная миссия в Китае — Вид северного подворья Российской духовной миссии в Пекине, 1850 год Русская духовная миссия в Пекине  церковно политическое представительство Российской Церкви и государства, действовавшее в Пекине в XVII XX веках. Деятельность Миссии была… …   Википедия

  • Православная миссия в Пекине — Вид северного подворья Российской духовной миссии в Пекине, 1850 год Русская духовная миссия в Пекине  церковно политическое представительство Российской Церкви и государства, действовавшее в Пекине в XVII XX веках. Деятельность Миссии была… …   Википедия

  • Русская миссия в Пекине — Вид северного подворья Российской духовной миссии в Пекине, 1850 год Русская духовная миссия в Пекине  церковно политическое представительство Российской Церкви и государства, действовавшее в Пекине в XVII XX веках. Деятельность Миссии была… …   Википедия

  • БУРЯТИЯ — [Республика Бурятия], субъект Российской Федерации. Территория: 351,3 тыс. кв. км. Столица: г. Улан Удэ. География. Б. расположена в юж. части Вост. Сибири, в Зап. Забайкалье. На юге граничит с Монголией, на юго западе с Республикой Тыва, на… …   Православная энциклопедия

  • Россия. Русская наука: Востоковедение — В Р. уже вследствие ее географического положения всегда были отдельные люди, изучавшие для торговых или дипломатических целей тот или другой восточный язык. Из средневековых русских путешественников на Восток замечателен тверской купец Афанасий… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВАРЛААМ I — Свт. Варлаам I (Петров Лавровский), архиеп. Тобольский. Портрет. Нач. XIX в. Свт. Варлаам I (Петров Лавровский), архиеп. Тобольский. Портрет. Нач. XIX в. (Петров Лавровский Василий Петрович; ок. 1729, Москва 27.12.1802, Тобольск), свт. (пам. 10… …   Православная энциклопедия

  • Маньчжурский язык — получил свое имя от первоначального названия царствующей ныне в Китае дай цинской династии Маньчжу, или Мань чжоу. Поэтому и маньчжурская литература известна в Китае более под именем цин вэнь литература (дай )цинской династии. Это одно из наречий …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.