Пастырское богословие

Пастырское богословие
(Theologia pastoralis) — учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви. И необходимые личные свойства священника, и его обязанности в существенных чертах указаны еще в Св. Писании (особенно в так называемых П. посланиях апостола Павла), а затем — в ряде наставлений и правил, установленных вселенскими и поместными соборами. Из отцов церкви многие дают рассуждения о качествах и обязанностях священника. Таковы, например, сочинения Григория Богослова — "Слово защитительное о своем бегстве в Понт", св. Амвросия Медиоланского — "De officjis ministrorum", св. Златоуста — "Слова о священстве", блаж. Иеронима — "De vita clericorum", Григория Двоеслова — "De cura pastorali". Высшие иерархи часто при первом вступлении своем на святительскую кафедру, имели обычай обращаться к своим паствам с словом, в котором излагали обязанности пастырей (таковы, напр., "послания" и "слова" древнерусских митрополитов и патриархов "к попам"). Начало систематизации учения о пастырстве относится ко времени от Карла Великого до XI в. включительно. Церковные постановления относительно пастырей в это и последующее время вызывались, между прочим. и тем, что в средние века церковные должности, особенно высшие — епископа и аббата, по воле светской власти, занимались (ради почестей и синекур), лицами светскими, отличавшимися чисто мирским образом жизни. Замечательнейшее сочинение по П. богословию за это время — "De institutione clericoruin", Рабана Мавра. В предреформационный период на Западе уже существовала в школьных курсах Theologia pastoralis. В позднейшее время обычный состав П. богословия таков: сначала трактуется о естественных основаниях пастырского служения, о его всеобщности и о божественном установлении его в христианстве, затем о личности священника — каков он должен быть по своим качествам. Дальше следуют три отдела наставлений пастырю относительно священнослужения, проповеди и пастырского попечения о душах пасомых. Некоторые отделы П. богословия являются лишь интерпретацией учения о священстве, излагаемого в догматике, другие близко соприкасаются с литургикой и гомилетикой. Вообще П. богословие в значительной степени имеет характер эклектический: существование его в этом виде объясняется желанием в связном виде изложить учение о священнике, разбросанное в других частях богословия. С 1867 г. в России П. богословие в духовных семинариях заменено курсом "Практического руководства для пастырей церкви", в который входят лишь данные литургические и церковно-канонические, относящиеся к деятельности священника, извлеченные из первоисточников и не оставляющие место субъективизму автора. В католичестве, где деятельность священника регламентирована до мельчайших подробностей, объем П. богословия разрастается, в протестантстве, отрицающем благодать священства — сокращается.
В русских духовно-учебных заведениях прошлых столетний П. богословие компилировалось по латинским образцам (см. Аскоченского, "Киев с его Академией", историю "Киевской академии" Макария Булгакова и С. Голубева, историю "Московской духовной академии" С. Смирнова) или самобытно комбинировалось на основании библейских и святоотеческих данных. В позднейшее время были распространены в России: Schenkl, "Theologia pastoralis" (1815); Т. J. Powondrae, "Systema theologiae pastoralis" (1818), "Sacerdos cbristianus", Abelli (1828); Sailer, "Vorlesungen aus der Pastoral-theologie" (1820), Hoppin, "Pastoral theology" (1884). На рус. яз., кроме книги "О должностях пресвитеров приходских" преосв. Парфения, рекомендуемой св. синодом русским священникам, и "Писем о должностях священного сана", Стурдзы (М., 1843), известны; "П. Богословие", архим. Антония (Амфитеатрова) (Киев, 1854); "П. Богословие", архим. Кирилла (СПб., 1857); "П. богословие", на основании Св. Писания и св. отцов, И. Гуталевича (Львов, 1861); "Памятная книжка для священника или размышление о священнических обязанностях" (М., 1860); прот. Евг. Попова, "Письма по П. Богословию" (Пермь, 1874); архим. Иакова, "Пастырь в отношении к себе и пастве" (СПб., 1880); проф. В. Ф. Певницкий, "Священник — приготовление к священству и жизнь священника" (Киев, 1888) и "Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан" (1891); Покровский, "Духовный пастырь по слову Божию и по учению отцов церкви" (Тула, 1887—1892); Грамачевский, "Практические задачи деятельности православного сельского священника" (1890). Есть и специальный журнал — "Руководство для сельских пастырей", изд. в Киеве.
Н. Б—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Пастырское богословие" в других словарях:

  • Пастырское богословие — – учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви, указания на каковые имеются уже в Св. Писании, в частн. в послан. ап. Павла, и в ряде наставлений и правил, установленных вселенскими и поместными соборами, а также в… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — один из разделов богословия в православии и католицизме, в к ром сформулированы осн. требования, предъявляемые к священникам как духовным наставникам в церкви и за ее пределами. П. б. требует от священнослужителей знания «св. писания», «св.… …   Атеистический словарь

  • Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • БОГОСЛОВИЕ — [греч. θεολογία]. Понятие христ. «Б.» включает в себя: 1) практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле Б. может пониматься… …   Православная энциклопедия

  • Богословие — – слово Богословие , заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей церкви Богословие в этимологическом отношении означало: слово о Боге, слово от Бога …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Богословие —    слово, заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей Церкви «богословие» в этимологическом отношении означало «слово о Боге», «слово от Бога», а у иных – …   Православие. Словарь-справочник

  • БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ — (греч. Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Богословие — обозначение христ. научных дисциплин, имеющих своим предметом Бога, Богооткровение, Божественное домостроительство, различные аспекты жизни церкви: догматическое (систематическое) Б., основное (апологетическое), библейское, нравственное,… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Христианское богословие — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы …   Википедия

  • ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов. Как самостоятельная богословская наука и учебная дисциплина Д. б. возникло в XVII XVIII вв. на Западе в результате дифференциации… …   Православная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Пастырское богословие» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»