- Паром*
- — применяется для поддержания постоянной переправы через реку при отсутствии моста. Такой летучий мост представляет собой судно или несколько судов с устроенным на них помостом для людей и экипажей. От обыкновенного судна П. отличается еще присутствием особого приспособления, служащего для направления его движения между обоими берегами. Для удержания П. в известном направлении может служить канат, перекинутый поперек реки, цепь, навиваемая на барабан, помещенный на судне, и, наконец, уложенный на дне рельсовый путь, по которому движется высокая платформа при помощи каната и постоянной паровой машины, установленной на берегу (переправа у Брайтона в Англии). Иногда для переправы людей и экипажей и даже железнодорожных поездов применяются П., приводимые в движение гребными колесами и винтами при помощи помещающихся на самом судне паровых машин. Тогда П. движется свободно, получая направление от руля и отличаясь от обыкновенного парохода лишь своим назначением и специальной конструкцией, преследующей главным образом правильность и спокойствие хода, причем на второй план отступают быстрота и поворотливость судна. Помост настилается так, чтобы кормы и носы судов оставались свободными. Валки, поддерживающие помост, опираются или на борта судов, или на стойки, поставленные на дно. Переправа П. по канату может производиться при небольшой скорости течения и на реке не шире 100 м. Концы каната при этом закрепляются на берегах, а в носовой части П., укрепляются столбы с отверстиями для блоков, в которые пропускают канат. Во время переправы судну дают с помощью руля такое направление, чтобы течение, ударяя в его бок, помогало движению. П. может двигаться по канату и одной только силой течения. Приспособленный для этой цели П. наз. самолетом. Для возможности поперечного перемещения продольная ось судна, образующего самолет, должна составлять с направлением течения угол около 55°. При ширине реки до 40 м переправа самолета совершается при помощи подвесного каната или стального кабеля, на обоих берегах устанавливаются прочные стойки, вершины которых приспособлены для проведения по ним кабеля, закрепляемого к земле таким образом, чтобы низшая точка его была выше наиболее высокого горизонта реки. По натянутому поперек реки кабелю перемещается ролик, от которого идут две пары канатов к парому. Поставив при помощи этих канатов П. под определенным углом к течению, достигают того, что напором течения П. перемещается от одного берега к другому. Для удержания судна в надлежащем направлении все время пользуются рулем. Вместо поперечного, подвесного каната употребляется также закидной канат, один конец которого, поддерживаемый лодкой, прикрепляется на якорях ко дну реки или к одному из берегов. Другой конец каната прикрепляется к середине П. или вилкой к двум углам его. С помощью, руля устанавливают самолет под углом около 55° к течению, которое и перемещает его по дуге от одного берега к другому. При значительной ширине реки, устанавливают на якорях одну или несколько причальных лодок. Движение самолета совершается от берега к первой причальной лодке, здесь конец закидного каната оставляется и на П. принимается конец второго каната, с помощью которого он перемещается до следующей причальной лодки. Здесь канат опять меняется и это повторяется до тех пор, пока самолет не достигнет берега. Для причала П. устраиваются на берегах пристани. При существовании судовых мостов, разводимых во время ледохода или весеннего разлива, переправа на время перерыва постоянного сообщения производится на П. В больших городах с оживленным сообщением через реку подобная переправа неудобна (существующая подобная переправа через Волгу в Твери ныне заменяется постоянным железным мостом). В некоторых больших городах Европы и Америки для перевозки пешеходов и экипажей с лошадьми через реки при отсутствии моста применяются паровые П. Особенно большими размерами отличаются паровые П., имеющие назначением перемещать с одного берега на другой железнодорожные поезда. Весьма многочисленны подобные переправы, вследствие особых условий поверхности, в Дании и Северной Америке (в области Великих озер). Первый опыт переправлять железнодорожные поезда через датские зунды на паровых П. сделан был между Стрибом (на Фионене) и Фредерицией (в Ютландии). Впоследствии построены были паровые П. для железнодорожных переправ через Большой Бельт (между Корзером и Нибергом), через Лимфиорд для соединения островов Зееланд и Фальстер (через Маснезунд). Но особенное значение приобрела паровая переправа по Эресзунду, между Гельзингером и Гельзингборгом, устроенная в 1891 г., а вслед за тем устроенная в 1895 г. переправа между Копенгагеном и Мальме, создавшая непрерывное железнодорожное соединение европейского материка с Швецией и Норвегией. В настоящее время в Дании имеется 15 паровых железнодорожных переправ, из которых четыре П. больших размеров и 11 малых. На большом П. помещается от 16 до 18 вагонов. Малые П., подымающие 6 вагонов, обращаются на коротких переправах, где П. может совершать много оборотов в день. Вопреки существовавшим опасениям, все эти П. оказались хорошими морскими судами, совершая с полным грузом вагонов спокойно и быстро плавание через морские заливы, из которых на некоторых по временам бывает довольно сильное волнение. На палубах больших П. расположены рядом два рельсовых пути, сходящихся на концах, вследствие чего П. получает обычную форму судна и обладает морскими качествами. П. Кьебенгавен, служащий для переправы между Копенгагеном и Мальме, вмещает 18 вагонов. Длина его 86 м, ширина около 18 м. Машина в 1600 индикаторных сил передвигает его со скоростью 14,5 узлов. Переход от Копенгагена в Мальме П. совершает обыкновенно в 1 час 40 минут. Рули для направления движения П. имеются на обоих концах, так что для обратного пути его не нужно поворачивать. Датские железнодорожные П. строятся обыкновенно стальными, имеют гребные колеса с подвижными лопатками, две дымовые трубы и двойные трубы для вентиляции внутренних помещений. На П. устроены весьма комфортабельные каюты для пассажиров. С введением паровой переправы вагонов через проливы в Дании значительно усилилось товарное движение на датских железных дорогах. Например на Малом Бельте вместо 9200 тонн груза в 116000 пассажиров, перевезенных пароходами в 1871 г., в следующем же 1872 г. с устройством паровой переправы для вагонов, перевезено было такое же количество пассажиров и 12000 тонн груза. В 1891 г. уже перевезено было 197000 пассажиров и 84000 тонн груза, а в 1894 г. 215000 пассажиров и 132000 тонн груза. Наибольшее развитие движения оказалось на паровой переправе между Гельзингером и Гельзингборгом, составившей первое соединение этого рода со Швецией. На всех пристанях, т. е. железнодорожных станциях, от которых начинаются паровые переправы, прибывший П. входит в прорезь деревянной пристани, становясь таким образом, что рельсы на палубе П. смыкаются в одну линию с береговыми рельсами. Для соединения служит перекидной мостик, длиной 18 м, снабженный также рельсовым путем, один конец которого примыкает непосредственно к береговому пути, а другой конец, по закреплении на палубе П., соединяется с палубным путем. Обыкновенно на датских железнодорожных П. перевозятся только товарные вагоны, пассажиры же занимают места в каютах. Но на П. через Малый Бельт в ночное время перевозятся также пассажирские вагоны. К железнодорожным переправам, соединяющим материк с Швецией через Данию, недавно прибавилась паровая паромная переправа для железнодорожных поездов, соединяющая рельсовые сети Германии и Швеции. 1 мая 1897 г. открыта переправа между Засницем и Треллеборгом, посредством которой проезд от Берлина до Стокгольма сократился до 24 часов. Для переправы служит четырехвинтовый паровой П.. на котором помещается целый поезд-гармоника, длиной 61,55 м. Этот П., снабженный всеми новейшими приспособлениями, электрическим освещением и пр., имеет скорость 15 км = 8,1 узла в час. В Соединенных Штатах Сев. Америки большие паровые П. для перевозки поездов появились еще в пятидесятых годах. В области Больших озер, на р. Св. Лаврентия и примыкающих к ним бассейнах, паровым перевозным судам, служащим для передачи железнодорожных поездов с одного берега на другой, придается такая конструкция, что они могут пробиваться через лед и поддерживать сообщение без помощи особых пароходов-ледоколов. На оз. Мичиган железнодорожное сообщение между Френк-Фортом и Меномони, на расстоянии 150 км, поддерживается двумя пароходами, на палубе которых вагоны устанавливаются в четыре ряда. На озере Эри, между Порт-Дувром и Коннаутом, на расстоянии 150 км, для перевозки железнодорожных поездов служат два П., в четыре пути каждый. В Квебеке имеется паровая переправа для пассажирских и товарных ваг. В Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии существуют многочисленные паровые переправы для пассажиров и обыкновенных экипажей. Самым большим из построенных до сего времени П. для перевозки железнодорожных поездов считается П. Солано, поддерживающий сообщение на тихоокеанском побережье Сев. Америки через пролив Керкинец. П. этот вмещает паровоз и 48 товарных или 24 пассажирских вагона. Длина его 129 м, ширина между кожухами колес 35,20 м, а осадка при нагрузке до 2 м. Корпус П. деревянный. Новейшие П. строятся преимущественно стальными. В России с помощью П. решено поддерживать железнодорожное сообщение через Байкал по линии Сибирской железной дороги. Стальной П., для передачи через Волгу у Саратова вагонов и грузов Рязанско-Уральской жел. дор., построен в Ньюкестле на заводе Армстронга, Митчеля и комп. Длина его 76,8 м, ширина 17 м и осадка 3,6 м. Для доставки на Волгу по Мариинской системе П. устроен составным из 4 частей и в разобранном виде пропускался через шлюзы. Так как горизонт Волги меняется в течение лета на несколько сажен, то на носу П. устроен особый подъемный механизм в виде двух башен, платформы которых подымаются на соответственную высоту для приема с берега вагона и спуска его на П. Машины П. развивают 14000 индикаторных сил. На палубе П. имеется четыре рельсовых пути. Для расчистки пути по льду впереди П. употребляется особый пароход-ледокол.
П. для военных целей, обыкновенно небольших размеров, устраиваются на общих основаниях. На 1 кв. саж. П. помещается до 10 чел.: 1 лошадь требует площадь в 1 × 0,5 саж. и повозка 1 × 2 саж.
Фиг. 1.
Фиг. 2.
Такие П. могут переправляться на веслах; переправу устраивают и по канату (фиг. 1 и 2).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.