Отреченные книги

Отреченные книги
иначе сокровенные, апокрифы (см.) — появились в русской письменности почти одновременно с книгами каноническими. Они дополняли и уясняли многие библейские рассказы и отвечали на возникавшие при чтении Библии вопросы, вследствие чего была очень популярны у нас, как у греков и южных славян, откуда они перешли к нам. Уже в начальной летописи, в изложении проповеди греческого философа перед кн. Владимиром св., находится ряд апокрифических подробностей, взятых из Палеи (см.), заменявшей нашим предкам Ветхий Завет. О. книги, приобретая все большую популярность, принимали у народа значение канонических книг; нередко даже священнослужители смешивали те и другие. Отсюда явилась необходимость в списках книг канонических и апокрифических; такие списки появились в постановлениях соборных (59-е правило лаодикийского собора), в постановлениях апостольских, в сочинениях отцов церкви. В "Святославове Сборнике" 1073 г. помещена статья "Богословца от словес", где находится такой список, приписываемый Иоанну Богослову. Оригинал этого списка — греческое стихотворение, приписываемое в рукописи то Иоанну Богослову, то Григорию Богослову; такой же список находится в рязанской Кормчей 1284 г, и повторяется, с разными изменениями, в других кормчих, церковных уставах, потребниках и т. д. Особенно подробен список в Погодинской Кормчей XIV в. (№ 31); он русского происхождения и составлен на основании прежних индексов, греческих, юго-славянских и русских. В XVII в. пересмотренный индекс напечатан в Кирилловой книге (1644 г.). Несмотря на распространение этих списков, О. книги не переставали пользоваться значительной популярностью и входили в сборники и книги, наряду с подлинными сочинениями особенно уважаемых отцов церкви (в Торжественники, Измарагды, Минеи). Они подвергались разного рода переработкам, дополнениям; списки апокрифов нередко представляют значительные варианты. О. книги оказали сильное влияние на нашу древнюю литературу. "В памятниках древней письменности, говорит исследователь апокрифов проф. Порфирьев, апокрифические элементы распространены так сильно, что в редком из них мы не встречаем если не апокрифического сказания, то по крайней мере какой-нибудь апокрифической подробности". Изобилуют ими наши древние наломники; под их влиянием создавались разные жития, "Поучение Владимира Мономаха", духовные стихи (см.). Апокрифы обыкновенно делятся на ветхозаветные и новозаветные (их перечисление — см.); к ним присоединяются ложные молитвы и гадательные книги.
Литература об О. книгах в русской письменности. Об индексе "книг истинных и ложных" ст. А. Пыпина, "Для объяснения статьи о ложных книгах" ("Летоп. Археогр. Ком.", 1862, вып. I). Издания: А. Пыпин, в 3 вып. "Пам. старинной рус. литер." Кушелева-Безбородка (СПб., 1862): Н. Тихонравов, " Памяти, рус. отреч. литературы" (1863, т. I и II); Порфирьев, "Апокрифич. сказания о ветхозаветн. лицах" (СПб., 1877; XVII т. "Сборн. отд. рус. яз. Акд. Наук"); Попов, "Библиогр. материалы" (вып. I, II, XVI); Порфирьев, "Апокрифич. сказания о новозаветных лицах и событиях" (СПб., 1890); Историч. Палея издана А. Поповым в "Чтен. Общ. Ист. и Древн." (1881, кн. I), Толковая Палея — "Общ. Люб. Др.Письм." (СПб., 1891) и учениками Тихонравова (M., 1890—1897 2 вып.). Исследования: А. Пыпин ("Русское Слово", 1862, № 1 — 2); Порфирьев, "Апокрифич. сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (Казань, 1872); Успенский, "Толковая Палея" (Казань, 1876); Жданов, "Палея" ("Киев. Унив. Изв.", 1881); Веселовский, "Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе" (СПб., 1872) и "Опыты по ист. христиан. легенды" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1875, № 4); Сперанский, "Апокрифич. Евангелия" (M., 1895); M. Соколов, "Материалы и заметки по старин литер." (M., 1888); В. Сахаров, "Эсхатологич. сочинения и сказания" (Тула, 1879); Шепелевич, "Этюды о Данте. Видение ап. Павла" (Харьков, 1891—92); В. Истрин, "Откров. Мефодия Патарского и видения Даниила" (M., 1897); В. Мочульский, "Историко-литерат. анализ стиха о Голубиной книге" (1887); Красносельцев, "К вопросу о греч. источниках Беседы трех святителей" (Одесса, 1890); И. Жданов, "Беседа трех святителей и Joca monachorum" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1892, № 1); Пыпин, "Заметки по литер, археологии" ("Древности M. Арх. Общества", 1867, май); Порфирьев, "Апокрифич. молитвы "("Труды IV археол. съезда", Казань, 1891, т. II); Сумцов, "Очерки истории южно-рус. апокрифических сказаний" (Киев, 1888). Греческие тексты славянских апокрифов: Тишендорф, "Acta apostolorum apocrypha" (Лпц., 1851) и "Apocalypses apocryphae" (Лпц., 1866); Migue, "Dictionnaire des apocryphes" (т. I и II, 1856—58); А. Васильев, "Anecdota graeco-byzantina" (M., 1893). Обзоры апокрифов в русской литературе у Порфирьева, "История русской словесности" (ч. I) и А. Н. Пыпина, "Легенды и апокрифы" ("Вестник Европы", 1894, № 3).
А. Лященко.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Отреченные книги" в других словарях:

  • «ОТРЕЧЕННЫЕ КНИГИ» — древнерусское название *апокрифов, как раннехристианских, так и средневековых. Термин О.к. соответствует греч. понятию «отвергнутые книги», т. е. такие, к–рые не признаны Церковью. Часть этих анонимных и псевдонимных писаний повествует о событиях …   Библиологический словарь

  • Отреченные книги — (или сокровенные) – см. Книги отреченные …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • «ОТРЕЧЕННЫЕ» КНИГИ — см. Апокрифы …   Атеистический словарь

  • отреченные книги — отречённая литература, церк. Памятники религиозной литературы, объявленные официальной церковью ложными; апокрифы …   Словарь многих выражений

  • «КНИГИ ОТРЕЧЕННЫЕ» — См. «ОТРЕЧЕННЫЕ КНИГИ» …   Библиологический словарь

  • Книги отреченные — – это книги, чтение которых церковью запрещается. Существует несколько категорий К. отреч., а именно: 1) те, которые без спора признаются всеми, и 2) такие, которые признаются, но не всеми – эти последние в свою очередь делятся на… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тихонравов, Николай Саввич — один из виднейших историков русской литературы (1832 93). Род. в Калужской губ.; отец его был фельдшером. По окончании гимназического курса в Москве поступил в 1849 г. в главный педагогический институт, но в том же году при содействии Погодина… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Тихонравов Николай Саввич — один из виднейших историков русской литературы (1832 93). Род. в Калужской губ.; отец его был фельдшером. По окончании гимназического курса в Москве поступил в 1849 г. в главный педагогический институт, но в том же году при содействии Погодина… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Апокрифы — (греч.) сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»