Остяки

Остяки
угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных О. — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д. Название О. придается также так называемым енисейским О., живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети, но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими О. и должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям. К самоедам же относятся и "нарымские О." или "О.-самоеды". Наоборот, весьма близки к О., если не тожественны с ними, вогулы (см.). Как те, так и другие говорят на почти одинаковых языках и называют себя одинаково манс или маньс. О. называют себя, впрочем, больше по рекам, например Kondikhouï = "люди Конды", Ас-ях = "народ Оби". Из последнего имени производят и название "остяк", хотя другие объясняли его из татарского "уштяк" = варвар. Самоеды называют О. яран, ярган (слово, подходящее к иртышско-остяцкому яра — "чужой"), с которым, может быть, в связи и название "югра", придававшееся русскими в древние времена приуральским вогулам. Эти югры или угры жили некогда, несомненно, гораздо далее на запад, и многие хорографические названия (особенно рек) в средней России объясняются скорее угорскими корнями, чем финскими; ветвью их были и те "угры", которые ушли тысячу лет тому назад на Дунай и дали начало венгерцам или мадьярам (язык которых более сходен с остяцким, чем с каким-либо другим). Теснимые русскими, югры постепенно отступали к Уралу; в Сибири они рано вынуждены были вступить в борьбу с самоедами, а потом подпали под власть татар. В XVI в., при завоевании Сибири, О. оказывали упорное сопротивление русским, которые разрушили у них 41 городок. Теперь О. живут разбросанными, небольшими деревнями (юрты), и общее число их не достигает и 25 тыс. Иртышских О. было в 1887 г. 2508 душ, сургутских насчитывается около 6000, северных всего больше — тысяч около 15.
По своему складу О. среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с черными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетенными), темными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздернутым на конце носом. Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает О. особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины; они еще сохранили отчасти национальный костюм — рубашку из крапивного холста, вышитую разноцветной шерстью, цветной корсаж и суконный кафтан, украшенный металлическими бляхами, монетами, бусами и т. д., которые носятся также на лбу, шее и груди. Мужчины большей частью усвоили себе русский костюм, а зимой пользуются самоедским. Северные и восточные О. ведут отчасти бродячую жизнь и живут летом в покрытых корой шалашах (чумах), а зимой — в землянках или плохих деревянных избах; южные (в Тобольском и южной части Березовского округа) живут более оседло, в обыкновенных избах, и только мужчины летом перебираются для рыбной ловли на берега рек, где имеют кое-как сколоченные балаганы.
Рыболовство составляет главное занятие О., как непосредственно, так и путем отдачи в аренду русским рыболовных участков по берегам рек или поступления в работники к более богатым рыболовам. Зимой они промышляют охотой (на соболя, белок, выдр, лосей), осенью собирают кедровые орехи, держат также в небольшом числе коров и лошадей, но лишь немногие (на юге) занимаются земледелием. Народ вообще довольно бедный, непредприимчивый, простой, честный, добродушный, вследствие чего эксплуатируется русскими крестьянами, у которых О. находятся обыкновенно в неоплатном долгу. Особенно сильно вредит О. водка; и везде, где они живут в более близком и частом общении с русскими и зырянскими торговцами, среди них развито пьянство, сифилис, они беднеют и вымирают, и территория их все более колонизуется русскими.
О. считаются христианами, носят кресты и имеют образа, но сохранили еще и прежние, языческие верования, в смешении с христианскими. Высшее божество называется Турим или Турум — Бог, властитель мира; помощником его в отношениях с людьми является его сын Пайрахта (Мир-сусне-хум — у вогулов); затем следует ряд подчиненных духов, преимущественно злых (куль и менк), но отчасти и добрых (тонх), какая-то богиня огня и войны Тарн, священные или почитаемые звери и птицы (мамонт, медведь, лебедь, мифическая птица Тохтин Керис и т. д.). Предметами почитания служат идолы, сохраняемые в труднодоступных, лесных местах, вместе с приносимыми им жертвами (серебром, шкурками и т. д.), и небольшие идольчики (изображения птиц и проч.), которые держатся в домах (в сундуках) или в амбарчиках при них. Посредниками в сношении с божествами являются шаманы, к которым обращаются в случае болезни и других важных обстоятельствах; у южных О. они, впрочем, почти уже вывелись. В похоронных обрядах южных О. осталось уже мало языческого, но у более северных сохранился еще обычай хоронить в лодке, воздвигать над могилой деревянный сруб и класть в него разные, нужные для путешествия на тот свет вещи. Свадебные обычаи представляют большую или меньшую смесь христианского с языческим. Русские почти никогда не женятся на остячках, но О. берет себе иногда в жены русских, и тогда потомство обыкновенно русифицируется. Народная поэзия у О. малоразвита; есть, однако, остатки героического эпоса (изображающего борьбу остяцких богатырей с самоедскими).
Любопытные данные об О. были записаны еще в начале XVIII в. Гр. Новицким; язык их и отчасти быт был предметом изучения в 40-х годах известного финского ученого Кастрена, позже Альквиста и некоторых венгерских ученых; их тип (пропорции тела, форма черепа) составлял предмет исследований итальянца Соммье, отчасти Чугунова и др. В новейшее время О. занимались итальянец Гондатти (преимущественно вогулами), Патканов (языком, народной словесностью и бытом иртышских О.) и профессор Якобий (вопросом о вымирании О.).
Д. А.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Остяки" в других словарях:

  • остяки — ов; мн. (ед. остяк). Старое название народа ханты и некоторых других малочисленных народов Севера (кетов, селькупов); лица, принадлежащие к этим народам. ◁ Остяк, а; м. Остячка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Остяцкий, ая, ое. По остяцки, нареч.… …   Энциклопедический словарь

  • Остяки — Остяки  устаревшее название народов, проживающих в Сибири: хантов, кетов (также енисейские остяки), югов (также сымские остяки), селькупов (также остяки самоеды) …   Википедия

  • ОСТЯКИ — ОСТЯКИ, остяков, ед. остяк, остяка, муж. Прежнее название народности хантэ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОСТЯКИ — ОСТЯКИ, ов, ед. як, а, муж. Прежнее название народа ханты и нек рых других малочисленных народов Севера. | жен. остячка, и. | прил. остяцкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • остяки — ОСТЯКИ, ов, мн (ед остяк, а, м). Устаревшее название хантов и других малочисленных народов Севера (кетов, селькупов); яз. хантыйский, обско угорской группы, верующие православные. // ж остячка, и,мн род. чек, дат. чкам. Остяки проживали в Остяко… …   Толковый словарь русских существительных

  • остяки — ОСТЯКИ, арх. Старое название сибирского племени ханты. Ср. прим. авт.: «кеты». – Давно уже миновали Кетский острог, довелось встретиться с остяками князца Урнука (1. 71). Ср. также: Вы забыли великого хана Кучума. Под его началом наши воины… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • ОСТЯКИ — устаревшее название хантов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Остяки — мн. устар. 1. Наименование нескольких народностей Сибири: хантов, кетов, селькупов. 2. Представители этих народностей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ОСТЯКИ — ОСТЯКИ, устаревшее название хан тов. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • ОСТЯКИ — (тат. уштяк варвар?). Угро финск. племя, живут в Томск. и Тобольск. губ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Остяки —         прежнее (до 30 х гг. 20 в.) название хантов (См. Ханты) …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»