- Оппман
- (Артур Oppman) — выдающийся польский поэт, пишущий под псевдонимом Or — Ot. Род. в 1867 г.; учился в Варшаве, редактирует "W ę drowiec". Мягкий по натуре, уравновешенный, склонный к мечтательности и слезливости, изящный в своей тоске, О. заметно выделяется среди энергичных, стремящихся к абсолюту или влюбленных в себя молодых польских модернистов. Его нежные и ласкающие стихи, задушевные и жалобные песни не открывают новой области мысли и чувства. О. поет лишь о том, " как шумит печальный лес, когда его будит дрожащая песнь, когда с него падают листья от ветра "; " как вздыхает полевой цветок, напоенный кровавой росой, окутанный тенью и мглой "; " как ангелы летят в небесный край бриллиантовых звезд и несут к Богу скорбь из печальных хат " и т. под. (" О, graj "). Он не борется с враждебной людям стихией и покорно верит в приход благоуханной весны, " королевы с улыбкой на устах ", которая прогонит зиму. Поэтому " напрасно по полям мечется вихрь и своей унылой песнью пугает людей ": они чуют, что близок день весны ("Z tematów ludowych"). Когда О. подражает модернистам, его стих, при всей красоте, звучит фальшью. " Я вырву его из солнечной страны прежде, чем он заблестит в светлом кругу звезд! Я буду рвать тело ребенка, дух юноши! Под натиском моих жадных когтей порвется нить возвышенных мечтаний " ("Demony"). В общем, лирика О. напоминает " чистый, благородный, тонкий и нежный тон скрипки " или же " альбомные стихи барышень " (В. Фельдман). В эротических стихотворениях О. женщина представлена " каким-то белым ангелом ", а мужчина всегда клянется, что " без нее был бы живым трупом ". Наиболее характерные для О. произведения — " Варшава в рифмах " и "Stare Miasto. Obrazki z niedawnych lat" (1892 и 1903), с идеализацией местной старины, с тяготеньем к средневековой эпохе и цельным, мощным ее натурам. Картины " Стараго Мяста " больше всего напоминают виды допетровской Москвы Ап. Васнецова: та же верность археологии, отсутствие фантазии, влюбленность в архитектурные формы. Сравнительно с аналогичными произведениями В. Гомулицкого, у О. нет исторического драматизма, яркой пластики, глубокой психологии. Свои " Старосветские " песни О. посвящает " сердечной тихой подруге ", с которой соединена вся его жизнь. " Когда в осенние сумерки стихал шум городской толпы, над домами подымался серп месяца и фантастически серебрил Старое Място ", то " каждый камень говорил их сердцам "; " песня старых заборов, шум серебряной Вислы, вера простых сердец " с раннего детства проникали в душу поэта, и он " воспевал стародавние дела, будил давно уснувшие тени " ("Ofiarowanie"). Старый костел живет для О. полной жизнью: из-под его сводов " несется дух былого, встают истлевшие кости из саркофагов, а печальный ангел тоски, поэт ангелов, рассыпает цветы воспоминаний, мистические розы сердец ". Из гробов поднимаются блестящие рыцари, сенаторы в красных мантиях, спесивый ратман, " златоустый " Скарга ("Fara"). Лучшее произведение О. в том же роде — стихотворная "Kronika mieszcza ńska о Malchrze Gąsce, rajcy warszawskim, о pięknej Zofce, с ó rсе Gąskowej, и о pi órkosie z Francyej — historya wielce ž a ł osna" (1903). Выдержанное настроение " жалостной гистории " XVI века, образный и архаичный язык гармонируют с эпическим тоном повести о прекрасной горожанке Зофке, соблазненной французским щеголем и убитой отцом, советником из славного рода Гонсков. Такого же характера "Z teki Jana Olszewskiego mi ł o ś nikom pami ą tek, z wierzem wst ępnym и zakoń czeniem" (1905). Юмор О. в таких произведениях лучше всего характеризуется " незримыми миру слезами ". Изображая трех старых дев, которые ходят по костелам, сплетничают, пьют кофе и живут какими-то остатками капитала и воспоминаниями, О. возбуждает в читателе сочувствие к пани Домицеле, у которой " нет воспоминаний ", которую " никто не любил "; " жизнь ее всегда была серая, монотонная, и от колыбели у нее не было ни одной светлой мысли " ("Trzy bogime"). O. называют " певцом стародавней мещанской культуры, мало-помалу исчезающих древних памятников. Конец XVIII в., двор Станислава, городской редут, мещанские совещания, домашняя жизнь, типы людей, потерпевших жизненное и историческое крушение, но не исчезнувших еще в этом самородном музее Варшавы, — такова любимая область фантазии и чувства О." (Стен). " Темперамент О. всегда приобретает новую мощь, как только он воспевает прошлое своего Старого Мяста и Варшавы " (Фельдман). Стихотворения О., изданные отдельно: "Poezye" (1888 и 1903, в "Biblioteka dziel wyborowych"). "Na obcej ziemi" (1891), "Pie ś ni" (1895), "Wiosenne kwiecie" (1896), "Wyhor poezyi" (1900), "Bajki Ezopa" (1902; рец. А. Шыцувной, "Ksi ąž ka", 1902, № 12; "Tygodnik illustr.", 1902, № 49), "Ciekawa ksi ąż eczka" (1902; рец. "Ksi ąž ka", 1902, № 8), "Monologi", " Monologi и deklamacye staro swieckie", "Monologi i deklamacye z Raptularza Zag ł oby" ("Teatr Amatorski", 1903, № 73 — 75), "Czerwony kapturek. Ba śń w 2 aktach" (1905), "Ja ś i Malgosia. Ba śń w 4 aktach" (1905).
А
. Яцимирский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.