- Олень
-
(символич.) — в народной поэзии и в старинном искусстве часто обрисовывается фантастическими чертами. В колядках и свадебных песнях О. называется "чудным", "дивным зверем", "туром-оленем", с 10 или 70 рогами, причем на 10-м или 70-м построен терем, и в тереме том сидит девица-красавица. Весьма сходные песни о золоторогом О. записаны в России, Сербии, Болгарии. В народных песнях О. иногда смешивается со старым вымершим животным — громадным быком туром (Bos primigenius), который жил в России до XVI в. и память о котором долго хранилась в песнях, поговорках и местных названиях. Затем, на песенный образ О. повлиял символический О. древних религиозно-мифических культов Солнца, проникший и в христианскую церковную символику, как символ Спасителя, апостолов или святых. В христианстве символическое изображение О. развилось как комментарий к 41 псалму, где с О. сравнивается душа. На Западе символический олень встречается на гробницах, иконах и чаще всего в баптистериях. Особенно было популярно символическое представление Христа в виде О., иногда в сочетании с крестом. Символический О. с распятием между рогами получил широкое распространение в религиозных легендах, в житиях святых (в латинских житиях Губерта, Евстерия, Норберта, греч. житии Евстафия Плакиды), в исторических преданиях (например об Иоахиме II бранденбургском). Символический О. встречается также в греческих песнях и сказаниях о Дигенисе и в старинных византийских миниатюрах. В России песни с туром-оленем получили большей частью значение величальных колядок и свадебных песен.См. Сумцов, "Культурные переживания" (№ 1); Потебня, "Объяснение малорос. песен" (II, 319-328); Буслаев, "Исторические очерки" (II, 134); Жданов, "К литерат. истории" (80); Р. Cassel, "Aus Literatur und Symbolik" (281); Martigny, "Dictionaire d'antiquité chrétienne" (136).H. С-в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.