- Неандер Август
- (Neander, 1789—1850) — известный церковный историк. Род. в еврейской семье и сначала носил имя Давида Менделя, но, под влиянием философии Платона, на 17-м году обратился в христианство; изучал богословие под руководством Шлейермахера. Был профессором в Геттингене, потом в Берлине. Главные сочинения Н.: "Der heil. Bernard und sein Zeitalter" (1813 и 1848), "Genetische Entwickelung der vornehmsten gnostischen Systeme" (1818 и 1857), "Antignosticus. Geist d. Tertullianus und Einleitung in dessen Schriften" (1825 и 1849), "Geschichte d. Pflanzung und Leitung d. christl. Kirch e durch die Apostel" (1832 и 1862), "Das Leben Jesu" (по поводу сочинения Штрауса под тем же заглавием; последнее изд., 1862). Капитальный его труд — "Allgemeine Gesch. d. christlichen Religion und Kirche" (1825—45; историческое повествование доведено до папы Бонифация VIII). После его смерти издана еще часть его лекций, продолжающая рассказ до Базельского собора, а также лекции по истории нравоучения ("Vorlesungen ueber Geschichte d. christliche Ethik", 1864), по догматике ("Theologische Vorlesungen" и "Christliche Dogmengeschichte", Берлин, 1857—63) и сборник небольших трактатов, между которыми замечателен этюд о Паскале, касающийся сущности христианской совести. "Чужестранец в области материальных интересов", Н. весь отдался изучению исторических памятников христианства. Его церковная история, по отзыву профессора А. П. Лебедева, "по глубокой и самостоятельной учености — единственное сочинение в своем роде". По мнению Н., цель, к которой стремится человечество, есть И. Христос, средоточие всей истории и единственный ключ для уразумения ее проблем. Главной движущей силой событий в истории является у Н. христианство, как божественная мировая сила, пришедшая в жизнь человечества свыше, извне. Эта супранатуралистическая точка зрения составляет в его сочинении противовес рационализму, но отнюдь не лишает его беспристрастия и строгой объективности, в силу которых он повествует не об одних светлых, но и о темных сторонах церковной жизни. Влияние Н. на развитие церковной истории в Германии и даже в России весьма велико: "Церковная история" И. В. Чельцова составляет переделку первой части церковной истории Неандера. К своеобразным воззрениям Н. относятся: отсутствие идеи о церкви, как богоучрежденном обществе; односторонне-протестантское понимание фактов в тех главах, где излагается устройство церкви и история ее обрядового культа; понятие о ереси, как о личном понимании истины, выделяющемся из общего исторического хода развития христианства.
См. профессор А. П. Лебедев, "Очерки развития церковно-исторической науки в Германии" (М., 1881); Шафф, "История церковной истории" (русский перевод в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1871); профессор А. Гренков, "Главные направления немецкого богословия" (Казань, 1882); в этих сочинениях дана и немецкая литература о Н.
Н. Б
— в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.