Начальное народное образование (дополнение к статье)


Начальное народное образование (дополнение к статье)
— С 1897 г. по Н. народному образованию состоялись следующие важнейшие законодательные и административные меры. Закон 12 мая 1897 г. предоставил министру земледелия и государственных имуществ разрешать в губерниях, управляемых по Общему Учреждению Губернскому, кроме Прибалтийских, отвод казенных земельных участков до 3 дес. сельским Н. училищам ведомств народного просвещения и православного исповедания, "представляющим необходимые условия прочного существования", для хозяйственных и педагогических надобностей училищ, а равно учащих и учащихся в них; этим же училищам может быть отпускаем, с разрешения министра, бесплатно казенный лес на постройку, ремонт и отопление училищных зданий. Законом 2 июня 1899 г. это правило распространено на сельские Н. училища четырех сибирских губерний (до 15 дес. на учил.). Законом 19 апреля 190 4 г. отвод земель до 3 десят. и отпуск леса в пределах норм, устанавливаемых министром земледелия, предоставлены местным управлениям земледелия и государственных имуществ. Законом 2 июня 1897 г. армяно-грегорианские церковные и монастырские школы подчинены министерству народного просвещения, с сохранением за армяно-грегорианским духовенством права наблюдения за религиозным воспитанием учащихся. Высочайше утвержденным 26 мая 1897 г. мнением государственного совета признано, что "дело Н. образования представляет такие обширные и важные задачи, достижение которых не может быть посильно для одного какого-либо сословия, учреждения или ведомства"; вследствие этого поручено ведомствам духовному и народного просвещения принять лишь меры к охранению в деле Н. образования единства направления. В том же году министерство народного просвещения разъяснило, что передача школ из одного ведомства в другое требует предварительного утверждения уездного училищного совета. В 1900 г. министерством народного просвещения составлен проект наказа училищным советам, ограничивавший права земства в области народного образования. Встреченный единодушным протестом в обществе и печати, он не получил дальнейшего движения. 31 марта 1900 г. утверждены министерством народного просвещения правила о педагогических курсах для приготовления учителей и учительниц Н. училищ (дополнены в 1902 г.). Курсы одногодичные; они могут быть открываемы при городских училищах по положению 1872 года, женских гимназиях и прогимназиях и Мариинских училищах, под надзором местных директора и инспектора народных училищ. На каждые курсы министерством народного просвещения ассигнуется по 1000 рублей. Законом 5 июня 1900 г. предоставлено попечителям учебных округов собственной властью разрешать открытие одноклассных и двухклассных министерских училищ, с отпуском из ассигнуемых в их распоряжение кредитов одноклассному училищу не более 500 рублей, а двухклассному не более 1000 руб. ежегодно; с разрешения министра народного просвещения пособие увеличивается до 700 и 1400 рублей. В том же году, 12 июня, утвержден устав пенсионной кассы народных учителей и учительниц. 22 августа 1902 г. министром народного просвещения утверждены правила об уроках, устраиваемых при учебных заведениях для взрослого населения. Уроки для взрослых могут быть открываемы при Н. училищах, приходских училищах по уставу 1828 г., городских училищах по положению 1872 г. и промышленных училищах. На уроках для взрослых могут быть преподаваемы предметы, входящие в курс того учебного заведения, при котором они открываются, по программам, не превышающим этот курс. Надзор за уроками принадлежит инспекторам и директорам народных училищ. В том же году восстановлен временно отмененный в 1891 г. порядок открытия воскресных школ согласно положению о Н. училищах 1874 г. (см.). В 1903 г. мин-во народного просвещения нашло возможным оказать уездным земствам содействие в видах открытия новых училищ и их содержания, а также улучшения положения учащих, ассигнованием кредитов на жалованье учащим (до 300 рублей учителю и 60 рублей законоучителю) и единовременным ассигнованием на постройку училищных зданий (в половинном размере стоимости) и на обзаведение учебными пособиями (по 75 рублей на каждое училище). Все хозяйственное содержание училища должно быть, при этом, обеспечено земством, а крестьянские общества освобождены от всяких принудительных расходов. Многие земства высказались за изменение этих правил, находя их стеснительными. Закон 16 марта 1904 г. предоставил министру народного просвещения разрешать выдачу Н. народным училищам ежегодных пособий: 1) на содержание классов ручного труда (от 150 до 400 рублей), при условии покрытия из местных средств 1/4 всего расхода и 2) на содержание ремесленных отделений (не свыше 1500 рублей при одной специальности и 1900 рублей при двух специальностях), под условием воспособления казне из местных средств в размере не менее 600 рублей ежегодно на каждое отделение. В том же 1904 г. м-во признало возможным разрешать учреждение в столицах, в ведении городских училищных советов, дополнительных классов при Н. народных училищах, применительно к программам старшего класса двухклассных училищ, но без предоставления окончившим эти дополнительные классы дополнительных льгот по отбыванию воинской повинности. Высоч. утв. Положением комитета министров 6 июня 1905 г., в исполнение указа 12 декабря 1904 г., разрешено низшим школам Царства Польского вести преподавание польского языка и Закона Божия на польском языке. Число органов по заведыванию Н. училищами, подведомственными министерству народного просвещения, в течение 1897 — 1904 гг. было значительно увеличено. Учреждены должности директоров народных училищ в губерниях Курляндской (прежде была соединена с Лифляндской), 3 юго-западных (с упразднением совета инспекции Киевского учебного округа), Эриванской, Тобольской, Томской и Енисейской и в областях Сыр-Дарьинской, Семипалатинской с Акмолинской, Тургайской; значительно увеличено число инспекторов народных училищ, причем впервые введена инспекция в Привислинских губерниях, в Черноморской губернии и Карсской области, в Тобольской и Томской губерниях, в областях Якутской, Забайкальской, Амурской и Приморской и на острове Сахалине. В 1904 г. учреждены губернские и уездные училищные советы в Тобольской и Томской губерниях и образованы городские училищные советы в Харькове, Казани, Самаре, Саратове и Екатеринославе, по образцу существовавших в столичных городах и Одессе. В январе 1906 г. последовало Высочайшее соизволение на предоставление земствам права открывать также двухклассные училища и на усиление в уездных училищных советах земского элемента включением в состав их, в дополнение к 2-м выборным членам от уездного земского собрания, еще председателя уездной земской управы. Вместе с тем испрошено разрешение на подчинение училищным советам министерских училищ, бывших до того времени в непосредственном подчинении директоров народных училищ. В течение рассматриваемого периода земства и города продолжали развивать свою учебно-просветительную деятельность. Многими из земств приступлено к разработке проекта введения всеобщего обучения; некоторыми губернскими земствами образованы школьные фонды для выдачи пособий уездным земствам на устройство новых училищ. Насколько быстрее идет развитие народного образования в земской России сравнительно с неземской, это наглядно показывают данные о проценте грамотных новобранцев за 1878, 1888 и 1898 гг. В земских губерниях проценты грамотных новобранцев возрастали в такой прогрессии: 21,3 %, 33 %, 59 %; в неземских губерниях этот рост определяется цифрами: 20,8 %, 25,2 %, 36,3 %. Таким образом, процент грамотности за 20 лет в земских губерниях возрос почти втрое, а в неземских губерниях — менее чем вдвое. Относительно церковно-приходских школ состоялось положение 1 апреля 1902 года, систематизировавшее прежние постановления и отчасти дополнившее их. Церковные школы могут быть: 1) начальные, предназначаемые для начального обучения детей и взрослых (школы грамоты, церковно-приходские и воскресные, и 2) учительские — для подготовления учителей в Н. школы. Школы грамоты открываются с разрешения приходского священника. Церковно-приходские школы могут быть одноклассные и двухклассные; курс в первых продолжается три года, во вторых — пять лет. В двухклассных школах преподаются краткая церковная и отечественная история, география в связи с краткими сведениями о явлениях природы, черчение и рисование. При церковно-приходских школах, с разрешения епархиального училищного совета, могут быть открываемы дополнительные во внеучебное время уроки, а также устраиваемы уроки для взрослых, народные чтения и собеседования и курсы для обучения церковному пению и ремеслам. Учащими в церковно-приходских школах могут быть лица, имеющие свидетельство на звание Н. учителя или учительницы, а также окончившие высшее или среднее учебное заведение; в одноклассных школах допускаются наиболее успешно окончившие курс второклассных приходских школ и другие лица, признанные способными к педагогической деятельности уездными отделениями епархиального училищного совета. Обучение в воскресных школах производится в объеме курса одноклассных церковно-приходских школ. Учительские школы разделяются на второклассные и церковно-учительские: первые подготовляют учителей для школ грамоты, а вторые — для Н. училищ всех разрядов. Курс в тех и других продолжается три года. Во второклассных школах преподаются Закон Божий, церковная история, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная история, география в связи со сведениями о явлениях природы, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, начальные практические сведения по гигиене, чистописание и рукоделие. В эти школы принимаются лица в возрасте 13 — 17 лет, получившие Н. образование. Преподаватели назначаются из лиц, окончивших церковно-учительскую школу, высшее или среднее учебное заведение. Церковно-учительские школы подготовляют учителей для Н. училищ всех разрядов. Туда принимаются молодые люди в возрасте 15 — 17 лет, окончившие второклассное или другое соответствующее училище. Преподаются те же предметы, что и во второклассных школах (кроме чистописания), но в большем объеме, и сверх того главные основания педагогики, словесность, история литературы, главные основания геометрии и землемерие. В курс школ обоих разрядов может быть введено обучение иконописанию, музыке, ремеслам, сельскому хозяйству, а также могут быть открываемы особые курсы по этим предметам и по церковному пению с музыкой. Законом 26 мая 1903 г. для объединения управления церковно-школьным делом в епархиях Грузинского экзархата, образован при экзархе окружной училищный совет и учреждена должность окружного наблюдателя церковных школ Грузинского экзархата. Образованные в 1902 г. комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности единодушно признали, что первое и необходимое условие для всяческого преуспеяния России — повсеместное развитие народного образования, школьного и внешкольного, построенного на широкой основе всеобщего, для всех доступного, начального обучения, с предоставлением общественным элементам большей самостоятельности. В настоящее время министерством народного просвещения разрабатывается проект всеобщего обучения (необязательного), который предположено осуществить в течение 10 лет. Материальное участие казны в деле осуществления реформы предполагается ограничить расходами на содержание учительского персонала, расходы же по постройке училищных зданий обратить на города и земства. Права общественных учреждений по заведыванию народным образованием предположено расширить, с оставлением за министерством народного просвещения наблюдения за учебными занятиями.

Статистика. Согласно данным 4-го выпуска "Статистических сведений по начальному образованию в Российской империи" к 1 января 1901 г. насчитывалось в России 84544 Н. училища всех ведомств, с 172494 преподавателями и 4580827 учащимися, не считая воскресных школ духовного ведомства, число которых приблизительно определяется в 490, с 26000 учащихся. Между ведомствами Н. училища распределяются следующим образом:

Учил. Препод. Учащихся Мин-во нар. просв. 40131 93798 2849867 Ведом. прав. исп. 42588 75442 1633651 Военное мин-во 879 886 50309 Минист. внутр. дел 550 1195 21946 Вед. учр. имп. Марии 325 991 19784 Мин. Импер. Двора 35 79 2403 Имп. человек. общ. 28 70 2366 Морское мин-во 4 21 264 Мин. финансов 4 12 237

Из приведенной таблицы видно, что на долю мин-ва народного просвещения приходилось в 1900 г. 47,5 % общего числа училищ, 54,4 % преподавателей и 62,2 % учащихся. На училище ведомства мин-ва нар. просв. приходилось, в среднем, 71 учащийся, а на училище других ведомств — лишь 39. В ведомстве православного исповедания состояло 50,4 % всех училищ, 43,7 % всех преподавателей и 35,7 % всех учащихся. На остальные семь ведомств приходилось лишь 1825 училищ (2,1 %), 3254 преподавателя (1,9 %) и 97309 учащихся (2,1 %). Из общего числа Н. училищ 83101 (98,3 %) было предназначено для учащихся детского возраста, 1443 (1,7 %) — для взрослых лиц. Из 83101 училищ, назначенных для обучения детей школьного возраста, 9194 (11,1 %) действовало в городах, 73907 [В этот счет включены 22 школы мин-ва нар. просв. в Приморской области и 879 школ военного ведомства (казачьи), о которых не имеется определенных указаний, но которые без значительной погрешности могут быть причислены к сельским.] (88,9 %) в селениях. Из общего числа 83079 Н. училищ, тип которых точно определен, 79349 (95,5 %) принадлежали к одноклассным училищам, 2428 (2,9 %) — к двухклассным и 1302 (1,6 %) — к училищам высших типов. В 1900 г. одно Н. училище приходилось на 222 кв. вер. и 1573 души населения, а одно училище для детей школьного возраста — на 226 кв. вер. и 1600 душ населения. Из 4580827 учащихся 3340581 муж. пола, 1231217 — женского (о 9029 учащихся не имеется сведений). Считая население империи в 1900 г. в 133 млн. и принимая число мужского и женского населения приблизительно равным, находим, что 1 учащийся приходился на 29 душ населения, а в частности 1 учащийся — на 20 душ мужского населения, 1 учащаяся на 54 души женского населения. В училищах для детей школьного возраста училось 4504650 детей, из которых мальчиков было 3291627, девочек — 1203994 (о 9029 учащихся нет точных сведений). Учившиеся в 1900 г. дети составляли почти 3,4 % общего населения империи (мальчики — несколько более 4,9 % мужского населения, девочки — 1,8 % женского населения). Отношения числа учащихся детей к числу населения по отдельным губерниям были наиболее благоприятны в Лифляндской (6,3 %), Эстляндской (6 %), Курляндской (5,5 %), Таврической (5,4 %), Ярославской (5,3 %), Калужской (5,2 %), Тверской (5 2 %), Олонецкой (5 %) и Тульской (5 %). Из 4504650 детей 738366 (16,4 %) обучалось в городах, а 3766284 [Включая в это число 50309 учащихся в школах военного ведомства и 1675 учащ. в школах мин-ва нар. просв. в Приморской обл.] (83,6 %) в селениях. В городах 1 учащийся приходился на 24 души населения, в селах — на 31 душу. В городах учащиеся мальчики составляли 5 % городского мужского, девочки — 3,3 % городского женского населения. В селениях мальчиков училось 4,9 % сельского мужского населения, девочек — 1,6 % сельского женского населения. В 1900 г. поступило на содержание всех 84544 Н. училищ империи 50056182 рубля, что составляет расход в 37,6 коп. на 1 душу населения. Из казны поступало, в счет этой суммы, только 7,8 коп. Расход на Н. обучение составляет лишь 0,66 % обыкновенных государственных расходов, исчисленных по смете 1900 г. в 156444167 9 руб. По отдельным категориям источники содержания Н. училищ распределяются так [Кроме 23805 руб., поступивших на содержание Н. училищ в Приморской области.]:

Рубли % Казна 10372653 20,7 Земские сборы 11484134 22,9 Сельские общ. 8332927 16,7 Города 6960173 13,9 Частн. лица 6701467 13,4 Плата за учение 3175198 6,4 Прочие источн. 3005825 6

Из общей суммы 50056182 р. приходилось на долю училищ ведомства мин-ва народного просв. 35293582 руб. (70,5 %), на училища духовного ведомства 12387958 рублей (25,1 %) и на училища других ведомств 2174642 руб. (4,4 %). В среднем 1 училище обходилось в 592 рубля 7 коп., а стоимость образования одного учащегося составляла 10 р. 93 коп. Наибольший расход на начальную школу, приходившийся на 1 душу населения, составлял в Черноморской губ. 1 руб. 53,3 к., в Московской губ. 1 р. 37,7 коп., в С.-Петербургской 1 руб. 21,3 коп., в Олонецкой 93,1 к., в Таврической 74,2 к., Лифляндской 73,3 коп., Эстляндской 71,8 к., Амурской обл. 67,4 коп., Курляндской 62,7 к. По отчету министра народного просвещения за 1903 г., к 1 января 1904 г. состояло Н. училищ всех ведомств 85602, с 4879860 учащимися (не считая училищ Приамурского края и Финляндии). Принимая население империи в 1903 г. в 137310700 душ, находим, что 1 училище приходится на 1604 жителя и 35 учащихся на 1000 душ населения. В Финляндии в 1903 г. насчитывалось 2115 высших народных училищ в сельских общинах, с 86986 учащимися, и 1314 детских школ с 31136 учащимися; в городских народных училищах (число их в "Статистическом ежегоднике Финляндии" не указано) обучалось 30705 чел. (см.).

Литература (кроме указанной). Н. образование в Poccиu: "Статистические сведения по Н. образованию в Российской империи" (4 вып., 1898 — 1903); С. А. Рачинский, "Сельская школа. Сборник статей" (4-е изд., М., 1899); Г. Фальборк и В. Чарнолуский, "Настольная книга по народному образованию" (3 т., 1899 — 1905); их же, "Народное образование в России" (1899); "Н. народное образование в России", под ред. Г. Фальборка и В. Чарнолуского, изд. Импер. вольн. экон. общ. в 4 том. (1900 — 1905); П. Руссофил, "Народное образование в России" (Харьков, 1900); В. Фармаковский, "Н. школы министерства нар. просвещения" (1900); "Всеобщее образование в России. Сборник статей", под ред. кн. Д. И. Шаховского (вып. I, 1902); В. Гебель, "Наши "городские училища" и их современное положение" ("Вестн. Евр.", 1902, IV); M. Ц., "Народное образование в земских и неземских губерниях" ("Вестник Евр.", 1903, VI); А. Н. Куломзин, "Доступность Н. школы в России" (1904); Н. Л. Петерсон, "Просвещение" (свод трудов местных комитетов по 49 губерниям Европейской России, 1904); А. С. Пругавин, "Законы и справочные сведения по Н. народному образованию" (2-е изд., 1904, имеются библиограф. указания); В. Фармаковский, "Деятельность мин-ва нар. просвещения в области Н. народного образования в последнее 10-летие, 1894 — 1903" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1904, IV); Н. В. Чехов, "Народное образование" (в сборн. "Нужды деревни по работам комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности", т. 1, 1904); К. Мягкова, "О положении народных учителей" (Вел. Устюг, 1905); И. Назарьевский, "Исторический очерк законодательства по Н. образованию в России" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1905, II, III); А. Миклашевский, "Обязательное обучение в народной школе" (Юрьев, 1906). Н. образование в иностранных государствах. Э. Левассер, "Народное образование в цивилизованных странах" (перев. под ред. Г. Фальборка и В. Чарнолуского, 1898); П. Мижуев, "Материальное положение народных учителей и учительниц в Западной Европе и Америке" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1904, Х — XII); его же, "Образование во Франции низшее, среднее и высшее" (1900); Р. Морант, "Дополнительные народные школы во Франции" (перев. с англ. П. Мижуева, 1900); В. Танаевская, "Очерк народного образования во Франции" ("Русск. Бог.", 1901, VI); И. Чистяков, "Образование народа во Франции. Эпоха третьей республики, 1870 — 1902 гг." (M., 1904); E. Лозинский, "Детский труд и народная школа в Германии" ("Русское Бог.", 1902, XII); Р. Бланк, "Организация всеобщего обучения в Германии" ("Вестн. Евр.", 1903, XII); E. Елачич, "H. народное образование в Саксонии" ("Русская Школа", 1905, V — VI); И. Давис, "Народная школа в Германии" ("Сборник учено-лит. общ. при Имп. Юрьев. Унив.", т. VIII, 1905); его же, "Народные школы в Швейцарии" (там же, т. VII, 1904); Д. Позднеев, "Н. образование в Швейцарии" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1905, V); И — к — в, "Болгарский народный учитель и учительский союз" ("Русское Бог.", 1901, XII); П. Мижуев, "Лондонские школы и Н. образование в Англии (1902).

Н. Ив — ко.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Начальное народное образование (дополнение к статье)" в других словарях:

  • Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вольное экономическое общество (дополнение к статье) — (об организации и деятельности общества до 1890 г. см. соотв. статью) 1891 1904 годы в существовании В. Э. О. можно разделить на два периода: первый до 1900 г., характеризуется усиленной работой общ., второй, начиная с 1900 г. почти полной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Элементарное образование — I. Что такое Э. образование и Э. школа? II. Эпоха реформации и зарождение элементарной народной школы. III. Французская революция и элементарная школа. IV. Политические движения XIX в. и организация элем. народн. школы. V. Отмена крепостного… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Финляндия — I Содержание [Историю Финляндии, историю литературы, язык и мифологию см. соотв. разделы.]. I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Финляндия* — Содержание: I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII. Образование. VIII. Наука, искусство, печать и общественная жизнь. IX. Церковь. X …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Черниговская губерния — I Ч. губерния расположена между 50°15 и 53°19 северной широты и 30°24 и 34°26 восточной долготы; имеет фигуру четырехугольника, расширенного на юге, с выщербленным верхним левым углом. Северная и южная границы губернии имеют начертание, более… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нидерланды — I Содержание: 1) География. 2) История. 3) Литература и язык. 4) Искусство. 1) Нидерланды [Карту Н. см. при статье Бельгия.] (Nederlanden, Niederlande, Pays Bas). Королевство нидерландское лежит между 50°45 53°33 сев. шир. и 1°4 4°52 вост. дол.;… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Санкт-Петербургская губерния — I причисляется обыкновенно к Приозерному району; имеет неправильную фигуру в виде неодинаковых лопастей, раскинувшихся на берегах Финского зал., Ладожского и Чудского озера и сходящихся у р. Невы; благодаря такой фигуре наибольшее протяжение С.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Смоленская губерния — I находится в центральной полосе России и составляет переход от великорусских к белорусским губерниям. Граничит с С и СВ Тверской губ., с В Московской и Калужской, с ЮВ Орловской, с Ю Черниговской, с З Могилевской, с СЗ Витебской и Псковской;… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Петр I Алексеевич Великий — первый император всероссийский; родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А. С. Матвеева. Вопреки легендарным рассказам Крекшина, обучение малолетнего П. шло… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.