- Национальная музыка
-
почти то же, что народная, с той только разницей, что в ней видно влияние искусства и она не так уже резко отличается от музыки других национальностей. Музыка, художественно написанная в духе известной нации и приобретшая в ней популярность, также называется Н. К Н. песням относятся Н. гимны. Среди многочисленных сборников этого рода выделяются "Recueil d'airs nationeaux" Леона Шика и в особенности "Сборник национальных гимнов всех государств света" (СПб., 1891) П. Щуровского. Н. оперой называется та, в которой сюжет и музыка проникнуты Н. духом: "Жизнь за Царя" Глинки, "Русалка" Даргомыжского, "Рогнеда" и "Вражья сила" Серова, "Снегурочка" и "Майская ночь" Римского-Корсакова, "Купец Калашников" Рубинштейна, "Опричник", "Мазепа" и "Евгений Онегин" Чайковского, "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Кузнец Вакула" Соловьева, "Нижегородцы" Направника, "Фрейшютц" Вебера, итальянские оперы многих композиторов (в особенности Доницетти), музыка которых так близко подошла к массе, что стала Н. достоянием. Только нация всесторонне и художественно развитая может иметь свою Н. оперу. Некоторые оперы, воспроизводящие жизнь народа и его песни и вполне ему доступные, также называются народными, например "Фрейшютц" Вебера, отчасти "Вражья сила" Серова. Н. композиторами вообще называются те, в произведениях которых, даже чуждых заимствований у народа, часто проявляется Н. дух (Бетховен, Гендель, Гуно, Верди, Глинка, Сметана, Шопен, Гаде, Григ, Свендсен и многие др.).Н. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.