Нагорная проповедь

Нагорная проповедь
так называется проповедь Иисуса Христа о "блаженствах", в которой выражена сущность новозаветного закона, в отличие от ветхозаветного. Она произнесена была на горе, которую исследователи отожествляют с горой Курн-Хаттин (на полдороге между Фавором и Капернаумом, в двух часах пути от озера Галилейского), вслед за призванием 12 апостолов. Содержание проповеди излагается в Еванг. Мф. гл. V — VII и Луки гл. VI, 17 — 49. Она начинается прямо с определения тех, кто мог сделаться членами новозаветного общества и воспользоваться его правами. В Ветх. Завете принадлежность к избранному обществу обусловливалась внешними свойствами и признаками людей — их происхождением от Авраама и обрезанием; в Новом Завете, напротив, все зависит от внутренних достоинств человека, и это внутреннее достоинство определяется десятью "блаженствами", т. е. качествами душевного настроения. Господствующая черта блаженств — полнейшее духовное смирение и самоуничижение, в противоположность эгоизму и самовозношению древности. Эту противоположность Христос выяснил, далее, целым рядом сопоставлений новозаветного закона с ветхозаветным, особенно в том виде, в каком его толковали книжники и фарисеи. Так, напр., заповедь не убий истолковывалась в ее буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет свое действие даже на внезапный и напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с ее гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния усматривается даже во взгляде на женщину "с вожделением". Вопреки древнему закону: "Око за око", как крайнему выражению эгоизма, проповедуется правило: "Не противься злому" и, как высшее выражение любви, заповедуется "любить врагов своих, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас, молиться за обижающих и гонящих нас". Люди враждуют между собой вследствие забвения великой истины, что все они — "сыны одного Отца Небесного"; когда эта истина войдет в общее сознание, то люди перестанут разделять себя на ближних и врагов, и все человечество станет единым нераздельным братством. В грехопадении человек потерял значительную часть своего богоподобия и сделался рабом тления; теперь ему дается новая сила восстановить потерянное богоподобие. "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". После изложения общих начал, Христос преподал несколько частных правил, вытекающих из них. "Народ дивился учению Его, — замечает евангелист: — ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи". Нагорная проповедь вызывала массу толкований и исследований. Многие св. отцы и учителя церкви, напр. Иоанн Златоуст и Августин, с любовью останавливались на объяснении новозаветного закона, а затем и новейшая литература изобилует трактатами, ему посвященными (напр. Tholuck, "Bergrede Christi"; Achesis, "Bergpredigt"; Creighton, "Great Charter of Christ" и др.). Видное место отводится Н. проповеди во всех главнейших экзегетических трудах. В русской литературе имеется много отдельных рассуждений о Н. проповеди: едва ли можно указать такого более или менее выдающегося проповедника, который не объяснял бы ее (напр. Филарет московский, Макарий московский, Димитрий херсонский, Виссарион костромской и мн. др.).
См. Указатель в "Сборнике статей" М. Барсова (Симб., 1890, т. I, стр. 469 и сл.), а также "Толковое Четвероевангелие" еп. Михаила. Взгляды, выраженные по этому предмету Л. Н. Толстым, вызвали значительную литературу в опровержение их; см. в особенности проф. А. Ф. Гусев, "Основные религиозные начала г Л. Н. Толстого" (Казань, 1893); прот. Буткевича, "Н. проповедь" (в журн. "Вера и Разум" за 1891 и 92 гг.); прот. Смирнов, в "Православном Собеседнике" за 1894 г.
А. Л.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Нагорная проповедь" в других словарях:

  • Нагорная проповедь — (Карл Блох, 1890) Христиане верят, что Иисус Христос принёс людям Новый Завет Евр …   Википедия

  • НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ — проповедь Иисуса Христа, содержащая изложение сущности христианской морали, ее отличия от древней иудейской. В то время как избранное общество Ветхого Завета заботилось, чтобы его члены отличались только внешними свойствами и признаками, как,… …   Русская история

  • Нагорная проповедь — – проповедь Иисуса Христа о блаженствах , выражающая сущность новозаветного закона в его отличия от ветхозаветного; произнесена эта проповедь на горе Курн Хаттин, находившейся на полдороге между Фавором и Капернаумом; время ее произнесения… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Нагорная проповедь — проповедь Иисуса Христа о блаженствах (см. Заповеди блаженства), в которой выражена сущность Нового Завета и его отличие от Ветхого Завета. Произнесена была на горе неподалеку от Галилейского озера вслед за призванием двенадцати апостолов …   Православный энциклопедический словарь

  • нагорная проповедь — Проповедь, произнесённая Иисусом Христом у Горы Блаженств; в ней сформулированы основные положения христианского вероучения и христианской этики (всё, что отличает Новый Завет от Ветхого) …   Словарь многих выражений

  • Нагорная проповедь —    проповедь Иисуса Христа на горе Курн Хаттин (находится между Фавором и Капернаумом) перед народом, содержащая основные христианские заповеди. Содержание Нагорной проповеди изложено в Евангелиях от Матфея (см. Мф. 5 7) и от Луки (см. Лк. 6, 17… …   Православие. Словарь-справочник

  • НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ — традиционное название цикла речений Иисуса Христа, включенных в Мф (5–7) и Лк (6:20–40). Название Н.п. происходит от места, где, согласно Мф, Господь произнес эти речения («взошел на гору», 5:1). Согласно Лк, проповедь была произнесена на равнине …   Библиологический словарь

  • Нагорная проповедь — наиболее полное выражение религиозно нравственных основ Евангелия. Это учение о блаженствах, выражающих сущность новозаветных законов христианской жизни. Эта проповедь была произнесена Иисусом Христом на одной из гор Галилеи. В этой проповеди… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Нагорная проповедь — ПОНЯТИЕ Н.П. называют речь, к рую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом (Мф 5 7; Лк 6:20 49). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, к рые следует трактовать в общем контексте благовествования …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Нагорная проповедь —    Господь был в Галилее с двенадцатью избранными Им апостолами. Однажды Он сошел с горы, на которой провел ночь в молитве и, остановившись на уступе, предстал перед народом. Затем он сел и, глядя на присутствующих, начал говорить: «Блаженны… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»