Морольф

Морольф
(Morolf, иначе Марольф, Маркольф, Маркульф, Маркуль, Морольд и пр., вероятно, из евр. Markolis) — легендарное существо, играющее видную роль в западных сказаниях о царе Соломоне и в происшедших из них средневековых поэмах. По-видимому, эта фигура развилась из талмудического противника Соломона, Ашмедая или Асмодея (см.), и соответствует Китоврасу (см.) восточн. версий. Уже от IX в. мы имеем отрывки двух англосаксонских стихотворных прений Соломона с бесовским князем Сомурном, имя которого, вероятно, представляет замену М. В начале XI в. в Германии пользуется известностью апокрифический спор Соломона с Маркольфом; в XII веке состязание в мудрости между теми же лицами распространено, по-видимому, по всему Западу (фр. Proverbes de Marcoul et de Salemon приписываются Пьеру Mauclerc, графу Бретанскому); приблизительно тогда же серьезный тон их переходит в шуточный, и в начале ХIII в, комический тип М. определяется совершенно явственно: по известной нем. поэме "Фриданк", "Соломон учил мудрости, а М. выворачивал ее наизнанку". М. становится простонародным остроумцем, ловко низводящим к тривиальности всякую высокую мысль Соломона, причем цинические его изречения главным образом направляются против женщин. В сказании об увозе Соломоновой жены М., как предполагают, играл первоначально роль похитителя, а потом сделался слугою и помощником Соломона, хитростью и переодеваниями добывающим бежавшую царицу обратно. Состязание в мудрости, осложнившись массой рассказов о шутовских проделках и остроумных загадках, приуроченных к М., слилось с сказанием об увозе и возвращении Соломоновой жены, для чего связующей нитью послужило враждебное отношение М. к женщинам. В этом виде сказание о Соломоне и М. получило латинскую обработку, из которой вышли французская, напечатанная в начале XVI в., и итальянская; в последней М. получил имя Бертольдо (но жена его — Маркольфа), а Соломона заменил re Alboni — король Албоин; эта переделка древнего сказания популярна и до сих пор в Южной Европе и Южн. Америке. В средневековой Германии из сказания о Соломоне и М. вышли два крупных стихотворных памятника, в которых остроумный М. решительно затмил премудрого царя иерусалимского. В одной поэме, составленной в XIV стол. среднефранконским монахом, обработаны обе части сказания; М. здесь простой и бедный, но очень умный мужик, постоянно оставляющий в дураках Соломона, наглядно доказывающий ему справедливость своих мнений (главным образом о легкомыслии и др. недостатках женщин), изгоняемый, наконец, с глаз царских, но призываемый на помощь вследствие притворной смерти царицы. Когда царица исчезла из гроба, М. ее отыскивает и потом в решительный момент спасает своего царя от позорной смерти (изд. в "Deutsche Gedichte des Mittelalters" Гагена и Бюшинга, т. I, Б., 1808). Другая поэма дошла до нас тоже в редакции XIV в., но составлена гораздо ранее и представляет лучший образчик поэзии шпильманов; в ней М. — герцог и брат короля Соломона, но остроумие, смелость и находчивость у него те же, так что он является как бы идеалом для всех "бродячих людей"; поэма обработывает только эпизод об увозе Соломоновой жены, но зато дублирует этот увоз и вообще уснащает сюжет множеством произвольных вставок во вкусе поэзии шпильманов. Обе поэмы основаны на латинском прозаическом источнике, который позднее переделывался в немецкую прозу, и та в виде народной книги дожила до настоящего времени. Ср. А. Веселовский, "Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и зап. легенды о М. и Мерлине" (СПб., 1872); Fr. Vogt, "Die deutschen Dichtungen von Salomon und Morolf. I Bd. Salomon u. Morolf" (1880); A. Wesselowsky, "Neue Beitr äge zur Geschichte der Salomons-Sage" ("Archiv fü r Slavische Philologie", т. VI). См. также его "Разыскания в области русского духовного стиха" (III—V "Сборника Отделения русск. языка и словесности", т. XXVIII, № 2, СПб., 1881).

А. К.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Морольф" в других словарях:

  • Асмодей — (собственно Ашмедай, то есть искуситель) злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. В книге Товия А. убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры; в Талмуде он называется князем демонов, т. е. сатаною,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …   Литературная энциклопедия

  • Асмодей — (евр. греч. ), в иудейских легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по видимому, из иранской мифологии (срв. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого Завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: А. преследует …   Энциклопедия культурологии

  • Апокрифы о Соломоне — – памятники славянской и русской литературы, посвященные библейскому царю Соломону. Обширный комплекс А. включал рассказы о Соломоне и «дивием звере» Китоврасе, человеке с двумя головами, жившем «под землею», о Соломоне и царевне, о Соломоне и… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • АСМОДЕЙ — (др. евр. Ашмедай искуситель) злой дух, разрушитель браков. Упоминается в Талмуде (как князь демонов), в Ветхом завете (Тов. 3:8) и апокрифах. Образ заимствован иудеями из перс. религии. В славян, лит ре 16 го и 17 го вв. миф об А.… …   Атеистический словарь

  • ЛЕВЕРТИН Оскар Ивар — ЛЕВЕРТИН (Levertin) Оскар Ивар (1862—1906), шведский писатель, литературовед. Лит. памфлет «Свадьба Пепиты» (1890, совм. с В. Хейденстамом). Сб. стихов «Легенды и песни» (1891), «Новые стихи» (1894), «Царь Соломон и Морольф» (1905). Сб.… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»