Мопассан Ги

Мопассан Ги
(Анри-Рене-Альберт-Гюи de Maupassant) — известный франц. романист (1850—1893). Принадлежа к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, М. с детства пользовался прекрасным здоровьем, хотя мать его, родственница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, по профессии врач, умер в лечебнице душевнобольных. Поступив в коллегию, содержимую духовенством, бойкий юноша не мог ужиться с монашеской дисциплиной заведения и перешел в руанский лицей, где и окончил курс. Проделав франко-прусскую кампанию простым рядовым, М. пополнил свое образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над физическим своим развитием и благодаря разнообразному спорту сделался совсем богатырем. Разорение, постигшее его семью, заставило М. поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около 10 лет. Плохой служака, М. тяготел к литературе. В течение свыше шести лет М., тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; лишь после долгого искуса выступил он в печати, когда Флобер признал его произведение достаточно зрелым и совершенным в стилистическом отношении. Первый рассказ М. вышел в свет в 1880 г. вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике "Les soirées de Médan". Начинающий писатель поразил своею "Boule de suif" литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем выпуклой, яркой характеристики. В том же году М. выпустил сборник стихотворений "Vers" (1880), среди которых особенно замечательны пьесы "Le mur", "Au bord de l'eau", "Désirs" и "Vénus rustique". Помещенный там же драматургический опыт в стихах ("Histoire du vieux temps") доставил М. положение хроникера в газете "Gaulois" и дал ему возможность бросить службу. Хотя М. в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником "натуралистической" школы, признавая ее узкою и одностороннею. В предисловии к роману "Pierre et Jean" М. осуждает доктринерский реализм и основным положением своей эстетики ставит искусство, ясно и убедительно воспроизводит перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по мнению М., не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения. Пускай писатель понимает, наблюдает и воспринимает, руководствуясь вполне своим темпераментом; надо только, чтобы он был художником. В сущности любой из писателей, хотя бы и реалист, создает себе сообразно с своей индивидуальностью особую иллюзию внешнего мира — мрачную или жизнерадостную, поэтическую, циничную. Он даже и не имеет иного назначения, как точно воспроизводить именно свои иллюзии с помощью доступных ему приемов творчества, — и если он действительно велик, то личная его иллюзия воспринимается и его читателями. Талант достигается терпением: нужно долго и внимательно рассматривать то, о чем собираешься писать, — тогда только и находишь в нем стороны, никем не замеченные раньше. Любому писателю — разве кроме гениев, находящихся под влиянием непреодолимой силы творчества, — приходится считаться с материальными трудностями закрепления мыслей и понятий: каков бы ни был характер трактуемого предмета, есть одно только настоящее слово для его обозначения, одно прилагательное для его определения, один глагол для выражения ее действия — и их-то именно надо найти, не удовлетворяясь приблизительным выражением. Флобер, поставив себе приблизительно подобные же эстетические идеалы, наложил путы на свое творчество и написал за всю жизнь лишь шесть небольших томиков. М., наоборот, проявил большую плодовитость: за одиннадцать лет он создал целый ряд сборников мелких повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: "Une vie" (1883), "Bel Ami" (1885), "Mont Oriol" (1887), "Pierre et Jean" (1888), "Fort comme la mort" (1889) и "Notre coeur" (1890), а равно и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: "Au Soleil" (1884); "Sur l'eau" (1888) и "La vie errante" (1890). Эти произведения доставили М. одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных приговорах о М. По словам Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и сделался любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Ж. Леметр называет М. писателем классическим. В России М. в литературной среде пользуется расположением издавна, благодаря почину Тургенева; он близко узнал М. у Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за гр. Л. Н. Толстым. Не менее сочувствует М. и сам Толстой, посвятивший характеристике его целую статью в XIII томе собрания своих сочинений. По мнению Льва Толстого, "едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви... и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни". Произведения М. имели огромный успех; он довел свой заработок до 60 тыс. фр. в год и, широко поддерживая мать и семью брата, ни в чем не стеснял и себя относительно житейского комфорта. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье М. Насмотревшись на слабости, бедствия и глупость людей, иронизируя над вечной и тщетной погоней за счастьем, он глубоко проникается сознанием человеческого ничтожества и посредственности, сторонится от людей, окружает собственную жизнь таинственностью. С 1884 г. он подвергается причудливым нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, между прочим в "Horla". При этом М. начинает провидеть и лично для себя трагическую развязку, так как в область неизведанного художники проникают, насилуя свою природу и истощая свой мыслительный аппарат. "Все, кто погиб от размягчения мозга (Гейне, Боделэр, Бальзак, Мюссэ, Ж. де Гонкур) — разве не оттого они погибли, что усиленно старались повалить материальные стенки, в которые стиснут человеческий разум?" Ни светские успехи, ни сотрудничество в разборчивой и исключительной "Revue des deux Mondes", открывающей двери в академию, ни успех на сцене Gymnase комедии "Musotte", ни получение академической премии за комедию "La Paix du ménage" — ничто не могло восстановить нарушенное душевное спокойствие М. В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; водворенный в лечебницу душевнобольных близ Пасси, М. сначала возвращался к созданию, но затем припадки буйства стали посещать больного все чаще, и прогрессивный паралич мозга свел его в могилу. В рус. переводе сочинения М. появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-е изд. 1896). К XII т. приложена изящная характеристика М., принадлежащая С. А. Андреевскому, и статьи о М. Леметра, Думика и Золя. М. всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от досужих вестовщиков; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.
В. Ш.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Мопассан Ги" в других словарях:

  • Мопассан — Мопассан, Ги де Ги де Мопассан Guy de Maupassant Дата рождения: 5 августа 1850 Место рождения: Миромениль, Сена Приморская Дата смерти …   Википедия

  • Мопассан, де — МОПАССАН Ги, де (Henri Rene Albert Guy de Maupassant, 1850 1893) французский писатель. По отцу происходил из дворянского рода, а по матери из высшей нормандской буржуазии. Детство М. провел в живописном уголке Нормандии на берегу моря.… …   Литературная энциклопедия

  • МОПАССАН Ги де — МОПАССАН, АНРИ РЕНЕ АЛЬБЕР ГИ ДЕ (Maupassant, Henri Rene Albert Guy de) (1850 1893), французский писатель. Родился 5 августа 1850 в Трувиль сюр Арке (деп. Нижняя Сена). Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В 1870… …   Энциклопедия Кольера

  • Мопассан Ги де — Мопассан (Maupassant) Ги (полное имя Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля сюр Арк, Приморская Сена, 6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец из обедневших дворян, мать из культурной буржуазной семьи. Окончил… …   Большая советская энциклопедия

  • Мопассан Ги де — (Guy de Maupassant) Мопассан Ги де (Guy de Maupassant), Анри Рене Альберт Ги (1850 1893) Французский писатель беллетрист. Умер в лечебнице для душевнобольных. Афоризмы, цитаты • Слова любви всегда одинаковы, все зависит от того, из чьих уст они… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • МОПАССАН — (Maupassant) Ги де (1850 93), французский писатель. Мастер короткого рассказа. В многочисленных сборниках новелл Заведение Телье (1881), Мадемуазель Фифи (1882), Дядюшка Милон (1883), новелле Пышка (1880), разнообразных по тематике и тональности …   Современная энциклопедия

  • Мопассан — (Анри Рене Альберт Гюи de Maupassant) известный франц.романист (1850 1893). Принадлежа к аристократическому лотарингскому роду, осевшемув Нормандии, М. с детства пользовался прекрасным здоровьем, хотя матьего, родственница Флобера, всю жизнь… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Мопассан, Ги де — Ги де Мопассан Guy de Maupassant Дата рождения …   Википедия

  • Мопассан, Ги — Ги де Мопассан Guy de Maupassant Дата рождения: 5 августа 1850 Место рождения: Миромениль, Сена Приморская Дата смерти: 6 июля 1893 Место смерти: Пасси …   Википедия

  • Мопассан Ги де — Ги де Мопассан Guy de Maupassant Дата рождения: 5 августа 1850 Место рождения: Миромениль, Сена Приморская Дата смерти: 6 июля 1893 Место смерти: Пасси …   Википедия

  • Мопассан Ги де — (Maupassant) (1850 1893), французский писатель. Мастер короткого рассказа. В сборниках новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), новелле «Пышка» (1880), разнообразных по тематике и тональности романах… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»