Монархиане

Монархиане
христианские еретики конца II и III в. Христианство, в противоположность греко-римскому политеизму и восточному дуализму, учило о едином начале (μόνη αρκή) всякого бытия, о единстве Бога. Усиливая односторонне это учение, вероятно под влиянием иудейства, некоторые стали ослаблять силу другого христианского догмата — о троичности лиц в Боге, находя эту троичность в том виде, как о ней учит церковь, несовместимой с единством Божиим. Еще во II в. Иустин Философ в "Разговоре с Трифоном иудеянином" говорит, что некоторые в его время отрицали личность Бога-Слова (λόγος), признавая его лишь силой (δύναριις) Отца, которую отец то проявляет, то возвращает в себя. Позже, чтобы удержать в силе учение о единстве, стали прямо отрицать Божество Сына и Св. Духа или же имена Отца, Сына и Св. Духа стали понимать как три последовательных момента или проявления одного Божественного лица, единого начала всякого бытия. Первым распространителем такого взгляда был Феодот, родом византиец, кожевник по профессии, но человек образованный. Отрекшись от Христа во время гонения, он явился в Рим, где, оправдывая свое отречение, говорил, что он отрекся не от Бога, а от человека; другими словами, он считал Иисуса Христа за человека, находившегося под руководством божественным. Феодот был осужден Папой Виктором. После него то же самое учил Артемон, доказывая, что его учение есть учение Св. Писания и первоначальное учение самой церкви. Впрочем, артемониты занимались больше философией Аристотеля и математикой, чем богословием. Более подробно излагал учение монархианизма Праксей, родом из Азии, в конце II века явившийся в Риме, а в конце жизни находившийся в Карфагене. Основываясь на некоторых изречениях Св. Писания, он утверждал, что Отец, Сын и Св. Дух — одно и то же лицо, лишь различно обозначаемое соответственно отношению его к миру. Сын был Отцом, когда открывал себя во вне, напр. в творении и вочеловечении; Христос был сам Бог-Отец, а имя Сына относилось только к человечеству Христа. Тертуллиан, опровергший это учение в своем сочинении "Adversus Praxeam", назвал его патрипассианством (patripassionismus, т. е. учение о страдании Отца в лице Иисуса Христа), так как, по его мнению, из учения Праксея следовало, что страдал Отец; но сам Праксей относил страдание только к человеческой природе Иисуса Христа. Идею Праксея развивал Ноэт, родом из Ефеса или Смирны; отлученный от церкви (около 230 г.), он вскоре умер. Ученик Ноэта, Эпигон, отправился в Рим, где склонил к ереси некоего Клеомена, который основал школу ноэтианства. Самостоятельное развитие монархианства представляет учение Савеллия, которое в течение долгого времени играло значительную роль в истории христианских догматов и рассматривается как особая ересь (см. Савеллианство).
Н. Б—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Монархиане" в других словарях:

  • МОНАРХИАНЕ — (греч. единоначальники). Еретическая секта, последователи еретика Праксея, признававшие, вместо св. Троицы, однобожественное начало. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАРХИАНЕ древние еретические… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Монархиане — Монархиане, монархианство  богословский постулат в христианстве, вызвавший споры в ранней Церкви II III веков. Монархианство представляет собой начальное течение антитринитарианства, выступавшее против учения Иустина Философа о божестве …   Википедия

  • МОНАРХИАНЕ — последователи христ. секты 2 3 вв., выступавшей против вырабатывавшегося в то время догмата о троице, т. к., по их мнению, это представление грозило поколебать идею единого господства (греч. monaichia единовластие, единодержавие) бога. М.… …   Атеистический словарь

  • Монархиане — – христианские еретики конца II и III вв. Сущность этой ереси заключается в следующем. Исходя из христианского догмата о единстве Бога, некоторые находили, что троичность лиц в Боге несовместима с этим единством и отрицали Божество Сына и Св …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Монархианство — Монархиане, монархианство богословский постулат в христианстве, вызвавший споры в ранней Церкви II III веков. Монархианство представляет собой начальное течение антитринитарианства. Выступали против учения Иустина Философа о божестве Иисуса… …   Википедия

  • Христос — собственно значит помазанник (от χρίω) и представляет собою греческий перевод еврейского maschîach, в греческой транскрипции Μεσσίας. В Ветхом Завете это обозначение (в полной форме maschîah Jehowā = помазанник Иеговы ) многократно прилагается к… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Антитринитарии — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы …   Википедия

  • Савеллианство — Савеллианство (модализм)  триадологическая ересь III века. Содержание 1 История возникновения 2 Сущность учения …   Википедия

  • Праксей — Праксей  антитринитарий монархианин из Малой Азии конца II  начала III века, видный борец против монтанизма. Биографические сведения Информация о Праксее известна лишь из единственного трактата «Против Праксея» (лат. Adversus… …   Википедия

  • Антитринитарии —         приверженцы религиозных учений и сект, не принимающих основной догмат христианства догмат о Троице (См. Троица). До Никейского собора 325, в период, когда только складывались основные догматы христианской церкви, христиане в своей… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»